Работа над лексикой.
Второй этап работы над лексикой – тренировка.
Для тренировки лексического материала И.Л.Бим предлагает систему упражнений ABCDE.
Г.В.Рогова предлагает свою систему упражнений для тренировки лексики.
Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:
1)запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой
2)формирование сочетаний слов смыслового характера
Приведем набор упражнений первой категории:
—Назвать изображенные на картинке предметы.
— Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).
— Исключить из ряда слов слово, не соответствующее данной ситуации (теме).
— Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу, например:
Еr abonniert die Zeitung “Pravda”.
— Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти.
— Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.
— Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.
— Поставить вопрос к высказыванию, выяснив . (в вопросе предполагается употребление нового слова).
— Ответить на вопрос, употребив новое слово.
К этим упражнениям примыкают разнообразные «игры в слова». Например, игры с элементами кроссворда типа: кто назовет больше слов на тему . ; учитель дает дефиницию, учащиеся должны назвать слово; на доске чертятся клеточки, число которых соответствует количеству букв в слове, и заносится первая буква, затем дается дефиниция, например: Das ist
ein
Ding
,
das
man
beim
schlechten
Wetter
braucht
.
правильные
сочетания (глагольного или атрибутивного характера):
е
ine Note halten
den Vortrag geben
(
den
)
Abschied
nehmen
— Подберите из «разбросанных» слов сочетания.
— Распространите предложения за счет определений к выделенным существительным, дополнений к глаголам-сказуемым (из данных под чертой, по памяти).
— Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т. д.
Третий этап работы над лексикой – применение. Здесь от учащихся требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологичесской форме, понимать текст на аудировании, понимать новые слова при чтении текста. Следует заметить, что владение словом иностранного языка в значительной степени зависит от характера закрепления и от практики, а не от способа введения. И центральным звеном во всей работе по созданию лексических речевых навыков является второй и третий этапы, т.е. этапы создания прочных и гибких лексических речевых навыков. Под лексическими речевыми навыками понимается связь:
1)слухо-речемоторного образа слова и его значения;
2)связь слова с другими словами иностранного языка в словосочетаниях, создаваемых в устной речи.
Содержание работы на этих этапах составляют условно-речевые подлинно речевые, лексически направленные ситуативные и контекстные упражнения.
(Шатилов С.Ф., 1977:172)