Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ре­бенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких де­тей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вы­растает здоровым нравственно. Фольклор яв­ляется действенным средством воспитания национального характера мышления, нрав­ственности, патриотизма, эстетического са­мосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреж­дения, призванные воспитывать подрастаю­щее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обуче­нием родному музыкальному языку. Творче­ская природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, ба­юшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педаго­гики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.

«Особенностями детской психики опреде­ляется выбор поэтических образов, весь со­став детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававши­еся от одного поколения к другому, постепен­но приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].

Интересно отметить, что целый пласт пе­сен имеет четко выраженную воспитатель­ную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры го­товят ребенка к жизни. Традиции русского на­рода, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психоло­гические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).

Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнил­ки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].

В детском фольклоре есть, наконец, жа­нры, имеющие полифункциональный харак­тер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, пригово­ры, обрядовые песни.

Музыкальный детский фольклор чрезвы­чайно богат и разнообразен по тематике и со­держанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объ­ему песни (сто и более стихов), которые до­ступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, прого­вариваться речитативом, полускандировать­ся в хороводе, в сопровождении народных инструментов

[67,c.47].

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, вклю­чающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми раз­ного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельнос­ти - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного ис­кусства, труда.

Особое многообразие красок произведе­ний народной художественной культуры, яр­кий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообраз­ность использования фольклорного материа­ла в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цве­тов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно тре­буют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:« . Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто опре­деленные и резкие В сказке идет речь о «тем­ной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке», о «синем море», о «белых лебе­дях», о «черном вороне», о «зеленых лугах». Та­ков и весь фольклор» [32,c.357].

Перейти на страницу: 1 2 3 4