Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
При проведении игры, "Плясовая", дети занимались знакомым уже занятием сочинения на заданный текст. Так как уже имелся опыт сочинения на предыдущих занятиях, дети вели себя уверенно, свободно, варианты сочинения отмечались разнообразием ритмического рисунка и своеобразием мелодической линии. "Я теперь умею сочинять песенки на любые стихи и даже дома пробую сочинять" – высказалась Лена Б. Все дети справились с заданием, равнодушных и не справившихся нет.
Перед выполнением игры, "Попробуй угадай", с детьми обсуждался характер и образ загадываемого персонажа, картины природы и так далее.
Движения во время игры отмечались свободой исполнения, разнообразием: от простых хлопков до танцевальных движений, оригинальных поз и композиций. Почти каждый из детей побывал в роли ведущего. задание выполнялось в приподнятом, радостном настроении.
При проведении занятия 13
, "Заинька-серенький", сюжет игры был прост и понятен детям. Всем хотелось загадать свою ритмическую загадку, быть в роли веселого зайки. "Можно я! Можно я!" – наперебой кричали дети. Отстукиваемые ритмические рисунки отличались сложностью и оригинальностью, т.к. детям хотелось "запутать" товарищей, загадать необычный ритмический рисунок, концентрировал интерес к выполняемому заданию, желание оценить правильность выполняемого задания.
В ходе выполнения игры, "Сказочное заклинание", каждый из детей должен был выбрать для себя сказочного персонажа. "Я буду сказочной феей в красивом голубом платье." – говорила Лиза Н. "А я буду смелым солдатом." – отвечал Идья Д. "А я буду злым волшебником и заколдую вас ," – смеялся Рома К. Каждый из детей старался быть оригинальным, не похожим на других, произнести слова именно своей интонацией, своим голосом, то мягким и ласковым, то сердитым и страшным, то строгим и смелым. Каждый из детей старался создать именно свой образ.
При проведении занятия 14
, в ходе сочинения песни-попевки на текст, каждый из детей пытался объяснить образ и характер своей сочиненной песенки. Дети справились весьма неплохо. "Моя песенка весенняя, поэтому я хочу спеть ее весело и радостно, высоким голоском, как поет птичка." – отвечала Саша М. " А моя песенка осенняя, поэтому петь ее буду медленно, грустно, чтобы всем было понятно, что денек пасмурный и идет дождь." – говорила Уля Е. "А я буду петь колыбельную ласково, как мне поет мама, тихим и спокойным голосом." – отвечала Лена З. Дети пытались не просто сочинить песню, а передать ее образ и характер выразительными средствами ритма, динамики и мелодической линии. Особенно хорошо это удалось Лене З., Уле Е., Ире Г.
Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности, а именно:
1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.
3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.
Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.
Чтобы проверить эффективность разработанной технологии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, нами был проведен контрольный эксперимент.
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора был проведен контрольный эксперимент, который проводился в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска.
Задачи контрольного эксперимента:
1. выявить динамику развития музыкальных способностей детей дошкольников;
2. определить эффективность разработанной педагогической технологии музыкального развития детей дошкольников средствами музыкального фольклора.
Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Но предполагалось, что дошкольники могут проявить свои музыкальные способности на другом эмоционально слуховом фоне.
Данные результатов контрольного эксперимента изображены в таблице.
Таблица 6
Динамика развития музыкальных способностей
детей дошкольников
Музыкальный слух |
Чувство ритма |
Муз. память |
Муз. движ. |
Творч. навыки | ||||
темб- ровый |
мелодический |
звуко-высот. |
3адание 1 |
3адание 2 | ||||
1.Грищенко Андр. |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
2. Белоусова Лена |
С |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
3. Гашева Ирина |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
С |
С |
4. Качалкова Юля |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
5. Батанина Катя |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
6. Медведева Саша |
В |
С |
В |
В |
С |
В |
В |
С |
7. Никулина Лиза |
С |
С |
С |
Н |
С |
В |
В |
С |
8.Зеленина Лена |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В | |
9. Емельянова Уля |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
10.Девятков Илья |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
11.Горюнова Нат. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
С |
12.Казаков Рома |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
С |
С |