В твоей оценке – твой портрет.
Присмотритесь и прислушайтесь к тому, что и как вы оцениваете. Таким самоанализом, к сожалению, мы занимаемся не часто. Наши оценки в обыденной жизни мы всегда адресуем кому-то, не оставляя ничего для себя, кроме сознания того, что мы всегда правы. Тем более, если вступаем в горячий спор.
Оценки как нельзя лучше характеризуют нас самих, подчеркивают уровень нашей культуры и мудрости. Известное библейское высказывание «Слова Петра о Павле говорят больше о Петре, чем о Павле» достаточно точно передают смысл того, что в твоей оценке – ты сам. В свое время Лессинг выразил это в известной басне «Страус». «Быстроногий Олень, увидев Страуса, сказал:
- Бегает Страус не так уж быстро, но зато он, несомненно, великолепно летает.
Орел же, увидев Страуса, сказал:
- Летать Страус, правда, не умеет, но зато, я уверен, что бегает он прекрасно».
И можно не сомневаться, что персонажам, аллегорически изображенным в басне, будет трудно отказаться от своих мнений.
По настоящему оценить вещь человеку мешает сам человек, так как при этом он начинает опираться на прошлый опыт и прошлые свои представления об этой вещи. «Вещи обладают своим весом, своими мерками, своими свойствами, но внутри нас, в нашем душевном восприятии мы перекраиваем их на свой лад». (М. Монтень)
Личное восприятие грешит эгоизмом, и это надо иметь ввиду даже мудрым людям. «Мое мнение о вещах не есть мера самих вещей, - рассуждает М. Монтень, - оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи сам». И, не удержавшись, прибавляет: «чтобы судить правильно о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу, в противном случае мы припишем им собственные изъяны».
Даже честному, искренне заинтересованному в правильной оценке вещи человеку, трудно достичь ее объективности. Что же говорить о тех, кто умышленно искажает ее, исходя из личных или конъюнктурных соображений?
О таких «мудрецах» остроумно пишет Н.В. Гоголь: «У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у кого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки».
Вне всякого сомнения, речь идет об «оттенках», которые человек искусственно создает в угоду тем людям, от которых чувствует все большую зависимость. "«Э-хе-хе, думает себе…» – вздыхает Гоголь, глядя на них.
Искусным мастером конъюнктурной оценки был Чичиков. Н.В. Гоголь не без удовольствия рисует его превращения. Приводим один из разговоров Чичикова с супругами Маниловыми.
«-А как вы нашли нашего губернатора? – сказала Манилова.
- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? – прибавил Манилов.
- Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек…
- А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? – сказал Манилов, опять несколько прищурив глаза.
- Очень, очень достойный человек, - отвечал Чичиков.
- Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли, что очень приятный человек?
- Чрезвычайно приятный…»
Чичиков умело подыгрывает своей оценкой, ибо хочет расположить Манилова к себе, составить мнение, как о здравомыслящем человеке. Сценка вполне соответствует тому положению, которое Ларошфуко сформулировал следующими словами: «Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны».
Оценочное лицо человека открывается невольно, стоит лишь внимательно присмотреться и прислушаться к этому человеку.
Тому, кто стремиться уяснить для себя уровень мудрости другого человека, особенно важно вслушиваться в его слова. «Я стараюсь завязать знакомство с тем или иным из прославленных умов не для того, чтобы он меня учил, а для того, чтобы узнать его самого», - признается М. Монтень.
Нелишне иногда в разговоре умышленно подводить человека к выражению оценки о каком-то факте или явлении. «Когда я хочу составить себе о ком-либо мнение, я спрашиваю его, насколько он доволен собой, по нраву ли ему то, что он делает и говорит».