Разновидности оценок
Игровыми оценками практически пользуется каждый человек с самого нежного возраста. Отсюда – «врунишки», «лгунишки», которые в дальнейшем могут стать полноценными мастерами этого дела. Все это хорошо отражено в фольклоре, житейских побасенках, анекдотах, прибаутках и т.п.
Воспитываясь, человек в определенной мере отказывается от оценочной игры, однако на фоне существующего в обществе всеобщего лицедейства, отказаться от этого полностью вряд ли кому дано.
В теперешних условиях человек без оценочного лукавства может оказаться таким же наивным, как князь Мышкин в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
Человек порой не осознает, что пользуется ложными оценками и лишь наедине, анализируя свое поведение, начинает вполне понимать это. Читая дневники Л.Н. Толстого, видим, как беспощадно вытравливал он из себя оценочное лукавство. Например: «1851. 24 марта. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость).
Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость).
Колошин Сергей пришел пить водку, его не спровадил (трусость)
У Озерова спорил о глупости и не говорил о том, что нужно (трусость)…»
Слабому человеку дано играть несвойственные ему оценочные роли. Одни осознают это, стараются избавиться от таких ролей, другие плывут по течению. Оценка становится жестоким испытанием для человека. Она рисует его портрет и в экстремальных, и в обычных житейских ситуациях, подчеркивает уровень его воспитанности или невоспитанности. Это касается и положительной, и отрицательной, и игровой оценок.
К сожалению, до сих пор не существует полной науки об оценке, нет и рекомендаций по искусству оценочного самовыражения. Есть лишь предпосылки для их разработки, они заключены в ораторском и театральном искусстве, дипломатии, искусстве общения. Есть и замечательные труды, в которых исследуются отдельные стороны этой проблемы: М. Монтень «Опыты», Ф. Ларошфуко «Максимы», Я.А. Коменский «Лабиринт света и рай сердца», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюда же можно отнести фольклор, народную мудрость, выдающиеся произведения всех народов, времен и эпох.
Путь к истинной оценке и единению людских оценок, по мнению Периандра из Коринфа, существует. Высшая оценочная мудрость все-таки есть и именно к ней, по мнению Я.А. Коменского, надо стремиться каждому уже с детства. «Пусть приучается каждый уже с детства иметь о вещах истинное мнение, которое с возрастом должно укрепляться, и пусть каждый устремляется к тому, что правильно и избегает того, что неправильно, чтобы эта привычка действовать правильно обратилась у него во вторую природу…»
Вывод.
Существуют различные виды оценок. Характер оценочной деятельности определяется тем, к каким именно оценкам испытывает человек пристрастие. Это пристрастие или сочетание оценок создает совершенно своеобразный облик каждому человеку, придает ему черты индивидуальности и неповторимости.