Введение

Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.

В первой главе "Теоретические основы развития речи старших дошкольников" рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с использованием малых форм фольклора" рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.

В "Заключении" подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

В "Приложении" представлены диагностический материал, конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры и наглядный материал.

Перейти на страницу: 1 2