Анализ опытно – экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием малых форм фольклора.
Таблица 4
Уровни развития речевых умений детей (контрольный срез).
Уровень |
Группа | |
Контрольная |
Экспериментальная | |
Высокий |
- |
10% |
Средний |
80% |
70% |
Низкий |
20% |
20% |
Диаграмма 2
Таблица 5
Уровни развития речевых умений детей на начальном
и конечном этапах эксперимента.
Уровень |
Группа | |||
Контрольная |
Экспериментальная | |||
Констатирующий Эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | |
Высокий |
- |
- |
- |
10% |
Средний |
70% |
80% |
60% |
70% |
Низкий |
30% |
20% |
40% |
20% |
В процессе работы были замечены такие изменения:
у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи, подтвердилась.
Заключение.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой,