Заикание у детей и его влияние на общее развитие
3. выяснение скрытого левшества. Из беседы с родителями, можно установить, не отучали ли раньше ребенка все делать левой рукой, не развивали ли у него специальное умение владеть правой. При обнаружении скрытого левшества необходимо начать переучивать ребенка пользоваться левой рукой (это даст дополнительный эффект в устранении заикания).
4. выявление нарушений внимания.
5. изучение истории общего и речевого развития ребенка: когда у него появились первые слова, когда стал говорить фразами, как шло дальнейшее речевое развитие (бурно, медленно, форсировался ли взрослыми, была ли перезагрузка речи.) Много ли с ним разучивали стихов и сказок, каково было их содержание, не превышало ли оно возрастные возможности ребенка?
6. изучение речевого окружения ребенка: нет ли у него из близких недостатков речи, нет ли двуязычия в семье (не пытались ли обучать ребенка другому языку), каков темп речи у людей, окружающих ребенка, заикался ли кто-нибудь из взрослых или детей и был ли с ним контакт у ребенка.
7. выявление отношения к ребенку в семье, не слишком ли его балуют или, наоборот, не излишне ли строги, нет ли неровности в общении, когда его то заласкают, то постоянно наказывают). Если логопед обнаруживает недочеты в воспитании, он делает для себя вывод, что в дальнейшем ему придется регулировать отношения взрослых к ребенку.
8. знакомство с обстановкой в семье (нет ли конфликтов, ссор, как реагирует на них ребенок.
9. установление времени возникновения заикания (в каком возрасте появились первые запинки) развития и хода его; выяснение, с чем родители связывают появление заикания, его усиление.
10. выявление реакции самого ребенка на заикание (угнетает ли его заикание или ребенок его не замечает, пугают ли его запинки в речи или он не обращает на них внимание).
11. выявление недостатков звукопроизношения. Если таковые обнаружатся, необходимо дополнительно обследовать строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, а также точно определить все дефектные фонемы и состояние фонематического восприятия.
12. установление уровня общего речевого развития заикающегося ребенка(соответствует ли возрастной норме его словарный запас и сформирован ли в достаточной степени гуманитарный строй).
По результатам психологического обследования дети, которые страдают заиканием, могут быть отнесены к трем разным группам в зависимости от структурной организации нарушений. Первая (приблизительно 60% обследованных) – дети с неврозоподобным заиканием. У них имеются нарушения произвольного внимания, истощаемость психических процессов преимущественно по гиперстеническому типу. Механическое запоминание недостаточное, смысловое – значительно более успешно. Уровень развития интеллекта колеблется от 80 до 95 баллов IQ по шкале Векслера, при незначительной разнице между вербальной и невербальной сферой интеллекта. У детей дошкольного и младшего школьного возрасти с этим типом нарушений заметны несформированность латеризации полушарий, затруднения в восприятии направления, объема, зрительно – конструктивного праксиса.
Самооценка у таких детей не сформирована или несколько завышена. Уровень притязаний неравномерный. Дети относятся к нарушениям своего речевого развития спокойно, в основном не замечая их (в дошкольном возрасте) или считая трудности в понимании их речи проблемой окружающих людей. При логопедическом обследовании часто обнаруживается еще какое-то нарушение: недостаточность фонематического слуха, дислексия, дисграфия и т. п.
Ко второй группе детей с заиканием мы отнесли детей и подростков, у которых преобладают невротические компоненты нарушений речи.
При патопсихологическом обследовании у детей обнаруживается нормальная концентрация внимания, работоспособность также в пределах нормы или несколько снижена по гипостеническому типу. Механическое и смысловое запоминание в границах нормы. Уровень интеллектуального развития колеблется от 95 до 130 баллов IQ по методике Векслера, но часто заметна разница между уровнем достижений по вербальным (выше) и невербальным (значительно ниже) шкалам. При исследовании личности – значительно завышенный уровень притязаний, нестойкий при неудачах. Самооценка дифференцирована, несколько занижена.
Наиболее сложной является третья группа детей и подростков, у которых первично (в дошкольном возрасте) были неврозоподобные нарушения речи, но вторично добавились еще и невротические проявления со страхом речи, нарушениями эмоционального и межличностного общения. По характеристикам психических процессов они похожи на детей первой группы, но особенности развития личности у них другие. Преобладает низкая самооценка, низкий уровень притязаний, высокая конфликтность с окружающей средой. Согласно классификации К. Хорни, преобладает движение «против» людей. Часто невозможность пояснить свою мысль с помощью речи приводит к вспышкам гнева, внезапным дракам или таким же внезапным депрессивным состоянием с мыслями об отсутствии смысла жизни, попыткам самоубийства.