Учителя и учащиеся
Юношеский возраст ¾ не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, ¾ во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.
Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей ¾ неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценивая его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость.
В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся отчуждение от учителя и негативизм.