Специфика работы с одаренными детьми.
Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.
Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Познавательная потребность.
а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.
б) потребность в самом процессе умственной деятельности
в) удовольствие от умственного напряжения
Интеллект.
Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.
а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.
б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.
в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций
Креативность( творческость)
а) особый склад ума
б) установка на творческое выполнение задания
в) развитость творческого мышления и воображения
Выявление и работа с одарёнными детьми.
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
- в сфере общения
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления ( Голлах, Коган и др.)
Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме.
Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:
Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.
Перечислить последствия гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)
Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).
Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).
Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.
Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.
Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.
Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)
Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.
Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.
Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно ( необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.
Креативные тесты сводная таблица | ||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Фамилия |
субтест1 |
субтест2 |
субтест3а |
субтест3б |
субтест4 |
субтест5 |
субтест6 |
субтест7 | |||||||||||||||||||||
Б |
Г |
О |
Т1 |
Б |
О |
Т2 |
Б |
О |
Т3 |
Б |
Г |
О |
Т3 |
Б |
Г |
О |
Т4 |
Б |
О |
Т5 |
Б |
Г |
О |
Т6 |
Б |
О |
Т7 | |||
1 |
Бачелюк К |
3 |
6 |
9 |
2 |
2 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
6 |
15 | |||||||||||||||||
2 |
Бородин А |
4 |
3 |
5 |
12 |
3 |
5 |
8 |
7 |
7 |
10 |
10 |
15 |
24 |
39 |
2 |
6 |
8 |
20 |
42 |
20 |
82 |
14 |
14 | ||||||
3 |
Алина В |
5 |
5 |
10 |
2 |
2 |
9 |
9 |
4 |
4 |
12 |
15 |
27 |
4 |
5 |
9 |
20 |
33 |
15 |
68 |
11 |
11 | ||||||||
4 |
Алена В |
4 |
2 |
6 |
1 |
1 |
9 |
9 |
9 |
9 |
11 |
9 |
20 |
2 |
2 |
20 |
36 |
10 |
66 |
13 |
13 | |||||||||
5 |
Гончарик В |
8 |
10 |
10 |
28 |
6 |
6 |
9 |
5 |
14 |
8 |
8 |
13 |
12 |
25 |
6 |
4 |
10 |
20 |
36 |
10 |
66 |
12 |
12 | ||||||
6 |
Дейнеко Л |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
5 |
5 |
3 |
3 |
7 |
9 |
16 |
2 |
2 |
20 |
33 |
53 |
12 |
12 | ||||||||||
7 |
Демочкин Д |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
6 |
10 |
20 |
36 |
5 |
61 |
10 |
10 | |||||||||||
8 |
Жданова К |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
6 |
7 |
7 |
4 |
6 |
10 |
4 |
2 |
6 |
20 |
39 |
5 |
64 |
12 |
12 | ||||||||
9 |
Захарова К |
3 |
3 |
6 |
1 |
1 |
4 |
4 |
5 |
5 |
8 |
9 |
17 |
2 |
2 |
20 |
33 |
5 |
58 |
12 |
12 | |||||||||
10 |
Кожуховский И |
3 |
3 |
6 |
1 |
1 |
6 |
6 |
9 |
9 |
5 |
3 |
8 |
5 |
5 |
20 |
33 |
10 |
63 |
12 |
12 | |||||||||
11 |
Кучерук Г |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
7 |
7 |
5 |
5 |
7 |
3 |
10 |
5 |
2 |
7 |
20 |
27 |
5 |
53 |
18 |
10 |
28 | |||||||
12 |
Литягина Я |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
8 |
8 |
12 |
12 |
10 |
12 |
5 |
27 |
3 |
2 |
5 |
20 |
27 |
47 |
14 |
14 | ||||||||
13 |
Петрова Н |
2 |
2 |
10 |
14 |
3 |
5 |
8 |
5 |
5 |
10 |
11 |
11 |
11 |
6 |
17 |
4 |
1 |
5 |
20 |
24 |
15 |
59 |
14 |
5 |
19 | ||||
14 |
Пуйсан А |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
8 |
8 |
6 |
6 |
10 |
12 |
22 |
3 |
2 |
5 |
20 |
36 |
5 |
61 |
14 |
14 | ||||||||
15 |
Рахманов В |
3 |
2 |
5 |
2 |
2 |
4 |
4 |
7 |
7 |
6 |
9 |
15 |
1 |
1 |
14 |
27 |
41 |
10 |
10 | ||||||||||
16 |
Семенов Д |
4 |
2 |
6 |
3 |
3 |
9 |
9 |
14 |
14 |
7 |
9 |
16 |
2 |
2 |
20 |
30 |
50 |
12 |
12 | ||||||||||
17 |
Сиротинина В |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
8 |
4 |
4 |
7 |
9 |
16 |
1 |
1 |
20 |
24 |
44 |
14 |
14 | ||||||||||
18 |
Сидорова Н |
4 |
2 |
6 |
3 |
5 |
8 |
12 |
12 |
14 |
14 |
13 |
12 |
25 |
1 |
1 |
20 |
33 |
53 |
13 |
13 | |||||||||
19 |
Сякина Т |
8 |
10 |
5 |
23 |
6 |
5 |
11 |
9 |
5 |
14 |
12 |
12 |
12 |
9 |
21 |
6 |
5 |
11 |
20 |
36 |
56 |
14 |
14 | ||||||
20 |
Терпиловский С |
5 |
2 |
7 |
3 |
3 |
6 |
6 |
11 |
11 |
8 |
9 |
17 |
3 |
3 |
20 |
30 |
50 |
15 |
15 | ||||||||||
21 |
Хобер К |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
7 |
7 |
5 |
5 |
12 |
18 |
30 |
3 |
3 | |||||||||||||||
22 |
Юхно С | |||||||||||||||||||||||||||||
Б - беглость Г- гибкость О - оригенальность Т - суммарный показатель субтеста | ||||||||||||||||||||||||||||||