Специфика работы с одаренными детьми.

Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.

Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Познавательная потребность.

а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

б) потребность в самом процессе умственной деятельности

в) удовольствие от умственного напряжения

Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения

Выявление и работа с одарёнными детьми.

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

-психомоторной

-интеллектуальной

-творческой

- в сфере общения

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления ( Голлах, Коган и др.)

Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме.

Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:

Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.

Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).

Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).

Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.

Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.

Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.

Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно ( необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.

Креативные тесты сводная таблица

Фамилия

субтест1

субтест2

субтест3а

субтест3б

субтест4

субтест5

субтест6

субтест7

Б

Г

О

Т1

Б

О

Т2

Б

О

Т3

Б

Г

О

Т3

Б

Г

О

Т4

Б

О

Т5

Б

Г

О

Т6

Б

О

Т7

1

Бачелюк К

3

6

9

2

2

8

8

9

9

9

6

15

2

Бородин А

4

3

5

12

3

5

8

7

7

10

10

15

24

39

2

6

8

20

42

20

82

14

14

3

Алина В

5

5

10

2

2

9

9

4

4

12

15

27

4

5

9

20

33

15

68

11

11

4

Алена В

4

2

6

1

1

9

9

9

9

11

9

20

2

2

20

36

10

66

13

13

5

Гончарик В

8

10

10

28

6

6

9

5

14

8

8

13

12

25

6

4

10

20

36

10

66

12

12

6

Дейнеко Л

2

2

4

2

2

5

5

3

3

7

9

16

2

2

20

33

53

12

12

7

Демочкин Д

1

1

2

1

1

5

5

5

5

4

6

10

20

36

5

61

10

10

8

Жданова К

2

1

3

1

1

6

6

7

7

4

6

10

4

2

6

20

39

5

64

12

12

9

Захарова К

3

3

6

1

1

4

4

5

5

8

9

17

2

2

20

33

5

58

12

12

10

Кожуховский И

3

3

6

1

1

6

6

9

9

5

3

8

5

5

20

33

10

63

12

12

11

Кучерук Г

2

1

3

4

4

7

7

5

5

7

3

10

5

2

7

20

27

5

53

18

10

28

12

Литягина Я

2

2

4

3

3

8

8

12

12

10

12

5

27

3

2

5

20

27

47

14

14

13

Петрова Н

2

2

10

14

3

5

8

5

5

10

11

11

11

6

17

4

1

5

20

24

15

59

14

5

19

14

Пуйсан А

2

2

4

2

2

8

8

6

6

10

12

22

3

2

5

20

36

5

61

14

14

15

Рахманов В

3

2

5

2

2

4

4

7

7

6

9

15

1

1

14

27

41

10

10

16

Семенов Д

4

2

6

3

3

9

9

14

14

7

9

16

2

2

20

30

50

12

12

17

Сиротинина В

1

1

2

2

2

8

8

4

4

7

9

16

1

1

20

24

44

14

14

18

Сидорова Н

4

2

6

3

5

8

12

12

14

14

13

12

25

1

1

20

33

53

13

13

19

Сякина Т

8

10

5

23

6

5

11

9

5

14

12

12

12

9

21

6

5

11

20

36

56

14

14

20

Терпиловский С

5

2

7

3

3

6

6

11

11

8

9

17

3

3

20

30

50

15

15

21

Хобер К

2

1

3

1

1

7

7

5

5

12

18

30

3

3

22

Юхно С

Б - беглость Г- гибкость О - оригенальность Т - суммарный показатель субтеста

Перейти на страницу: 1 2