Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии.
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.
Цель исследования
– выявить эффективность проблемного обучения на творческих способностях учащихся.
Объект исследования
– учебный процесс в активном методе обучения.
Предмет исследования
– развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, развитие нового отношения учащихся к выбранной профессии.
Гипотеза исследованиясостоит в следующем: используя данный активный метод обучения, исследователь (преподаватель) может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у учащихся творческие способности, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры технического творчества и технического творчества учащихся;
- определить роль и место сбора научно-технической информации в структуре технического творчества учащихся;
- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность развития технического творчества учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.