Анализ проведенного эксперимента.

Объектом экспериментального исследования

являлась учебно-творческая деятельность учащихся.

Предметом экспериментального исследования

была оценка динамики развития технического творчества учащихся в учебно-творческой деятельности.

Цель эксперимента

состояла в проверке истинности выдвинутой основной гипотезы исследования.

(Гипотеза исследованиясостояла в следующем: используя активный метод обучения (проблемная ситуация), преподаватель может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у учащихся творческое мышление, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.)

Исследуемые классы были выбраны таким образом, чтобы они не отличались по возрасту (13-15 лет), полу учащихся (все девушки), количественному составу учащихся. Оба класса имели одинаковую профессиональную подготовку. Уровень академической успеваемости исследуемых классах тоже был одинаковым.

Результативность технической творческой деятельности оценивалась двумя оценками. Первая оценка выставлялась за соответствующий уровень овладения отдельными элементами технического творчества, за решение учебных задач и выполнение творческих заданий, вторая – за вклад, который был сделан учащимися в разработку реального рационализаторского предложения.

С помощью анкетирования, тестирования обоих классов и выставленных оценок за успеваемость были вычислены средние значения каждого из показателей, приведенных в таблице. Было проведено 2 контрольных среза этих показателей: в начале эксперимента и по его завершению (через 1,5 месяца).

Тенденции развития способностей к техническому творчеству учащихся экспериментальной и контрольной групп, выявление обработки данных, приведены в таблице. В этой таблице способности разделены на блоки. Положительные тенденции обозначены символом «+», отрицательные – символом «–», отсутствие положительных или отрицательных сдвигов в развитии тех или иных способностей обозначено символом «0».

Блок способностей

Тенденции развития способностей

В экспериментальном классе

В контрольном классе

Мотивационно-творческая активность и направленность личности

Любознательность в области технического творчества

+

-

Увлеченность в области технического творчества

+

-

Стремление к творческим достижениям

+

-

Стремление к получению высокой оценки технической творческой деятельности со стороны преподавателя

+

0

Чувство долга и ответственности, проявляемое в процессе занятия техническим творчеством

+

-

Личная значимость технической творческой деятельности

+

-

Стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей

+

-

Интеллектуально-логические способности

Способность анализировать, сравнивать

+

+

Способность выделять главное, основное

+

+

Способность описывать явления, процессы

+

+

Способность давать определения

+

+

Способность объяснять

+

+

Способность доказывать, обосновывать

+

+

Способность систематизировать, классифицировать.

+

0

Мировоззренческие свойства личности, способствующие успешной творческой деятельности

Убежденность личности в социальной значимости технической творческой деятельности в данной области

+

0

Гуманистическая направленность творческой деятельности

+

-

Способность личности к овладению научными методами творческой деятельности

+

-

Ранговое место технического творчества среди наиболее значимых для личности творческих качеств

+

-

Способности личности к самоуправлению в творческой деятельности

Целеустремленность

+

-

Способность к планированию и рациональному использованию времени

+

0

Способность к самоорганизации, мобилизации в процессе занятий техническим творчеством.

+

-

Способность к коррекции технической творческой деятельности.

+

0

Коммуникативно-творческие способности

Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других.

+

-

Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в технической творческой деятельности.

+

0

Способность избегать конфликтов в процессе творческой деятельности либо успешно их разрешать.

+

0

Результативность технической творческой деятельности

Оценка учебно-творческой технической деятельности.

+

0

Оценка технической творческой деятельности

+

-

Перейти на страницу: 1 2