Введение
Актуальность:
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека – желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Психическое и физическое развитие ребенка взаимосвязано. Один из примеров, подтверждающих это – непосредственная связь мобильности и интеллекта, особенно в раннем детстве.
В раннем и дошкольном детстве закладываются много основ, в том числе и здоровья. В валеологии здоровье определяется не только как отсутствие болезней, травм, повреждений, но и состояние физической, психической гармонии человека, доброжелательные, спокойные взаимоотношения с людьми, природой.
«ХХI век будет веком ненасилия или его не будет вообще», - сказал известный французский социолог Ж.Семлен. Сегодня ненасилие можно назвать наукой выживания всего мира. Необходимость выдвижения на первый план задач, связанных с воспитанием в духе ненасилия, обусловлена многими причинами: войнамимежнациональными конфликтами, ростом преступности, насилием над природой, межличностными и внутриличностными конфликтами.
Ненасилие входит в число таких общечеловеческих ценностей, как Добро, Истина, Справедливость, Красота…Идеи ненасилия можно обнаружить в любой религиозной и во многих философско-этических системах, причем не тольео в качестве альтернативы насилию, но и как особый жизнеутверждающий принцип. Достаточно вспомнить, например, идеи Л.Н. Толстого, М. Ганди, Г. Гора, М.Л.Кинга., Н.К. Рериха, А.Швейцера, чтобы стал ясен смысл ненасилия .
История науки знает немало попыток использовать идеи ненасилия в сфере обучения, воспитания. Наиболее последовательно они воплотились в концепциях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н.Вентцели, а в современно гуманистической психологии и педагогике их проповедниками стали А. Маслоу, К. Роджерс, Л.С. Выгодский, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.
В нашей стране идеи ненасилия оформились в такие направления, как педагогика сотрудничества, педагогика успеха, диалоговая педагогика, педагогика переживания и др.
В 1992 г. в Москве была создана и зарегистрирована в Министерстве юстиции ассоциация «Педагогика ненасилия» (президент проф. В.А. Ситаров), целью деятельности которой явилось обеспечение условий для развития гуманной, высококультурной, образованной, социально активной личности, руководствующейся в своих действиях идеями добра, мира, сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт.
Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котром кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» – рождение своего собственного жизненного пути.
Однако присвоение культурного опыта – от орудийных действий до нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным. Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Эту проблему остро чувствовал и ставил М.М. Бахтин: «Культурные ценности суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утверждать их для себя . Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом . Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте». (51)