Влияние цвета; роль музыки
Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища – чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.
На эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.
Научная проблема психологического воздействия цвета возникает в тот момент, когда распадается единство индивидуума и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях сигналов в органах чувств и пр., т.к. не было сомнений в тождестве явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется и запутывается, возникает потребность выяснить и зафиксировать связи в системе «человек-цвет».
В ХХ в. исследования этой проблемы приобрели экспериментальный характер. Человек стал рассматриваться как комплекс ряда функциональных систем. Воздействуя на организм цветом, при помощи приборов фиксируют реакции отдельных систем. Так было определено, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает.
Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. – пишет Л.Н. Миронова (35).
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Деятельность органа зрения может возбуждать различные органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.
Интересное явление представляют собой цветовые синестезии (соощущения). Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп:
физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.
Физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, невесомые…)
б) температурные (теплые, ледяные, жгучие…)
в) фактурные (тихие, громкие, музыкальные…)
г) акустические (тихие, громкие, глухие, музыкальные…)
д) пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные…)
Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, лирические, бодрые, приятные…)
б) негативные (грустные, веселые, скучные, сентиментальные…)
в) нейтральные (безразличные, спокойные, уравновешенные…)
Почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет.
Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий Миронова Л.Н. вводит понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:
а) однозначность ощущения;