Приложение

В блок «Игра» были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие синестезии, творческого воображения, эмпатии, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.

Проводились игры, которые развивают способность ребенка к ассоциациям между ощущениями разных органов чувств:

«К кому в гости мы идем?»

Оборудование: на полу находятся дорожки, накрытые одинаковой фланелью (на одной из них фланель мокрая), одна из дорожек – гладкая, третья – с рейками, тровицами, камушками под фланелью, четвертая дорожка состоит из поролона, покрытого фланелью. Длина дорожек около 2-2,5 м.

Во время выполнения упражнения воспитатель спрашивает детей, что они чувствуют, по какой дорожке они идут, куда она может привести, кто, по мнению детей, любит по каждой из них ходить, кто может жить в конце дорожки.

Игра «Кто в доме хозяин?»

Оборудование: природный материал (шишки, кора, мох, корешки, др.) – находится в домике.

По звучанию музыкального инструмента (или музыкального отрывка) – бубна, колокольчика и пр., ребенку необходимо придумать и рассказать, кто живет в домике.

А так же игры: «Попробуй на вкус и найди его цвет», «Потрогай и нарисуй», «Нарисуй музыку», «Рисуем песенку дождя» и др. (Жернельская, 1996 г.).

Для развития эмпатии с детьми экспериментальной группы проводились следующие игры и упражнения: «Я – волшебная кисточка», «Ночь», «Угощение», «Если бы ты был игрушкой», (Жернильская, 1996 г.); «На что похоже настроение», «Тень», «Живая скульптура», «Гармоничный танец», «Мимический диктант» (Кряжева П.Л., 1996 г.) и др.

Кроме указанных игр в данном блоке проводились эстетические игры.

Эстетическая игра всегда целостное, срежиссированное педагогом действо, имеющее свою структуру.

Этапы, которые проходит ребенок вместе с педагогом во время творческой игры:

- вхождение в ситуацию;

- проживание ситуации и постижение ситуации изнутри;

- выстраивание своего отношения ко всему происходящему, к данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт;

- анализ ситуации и рефлексы;

- рождение художественного образа;

- создание своей творческой работы.

Цель эстетической игры – развитие возможности полноценно эстетически воспринимать, что предполагает способность мыслить, чувствуя.

Для того, чтобы войти в игровую ситуацию, мы придумывали сюжет. Это могла быть сказочная история или путешествие, в котором понятие становится событием (материал, цвет, звук, форма, эмоции), лично значимых для ребенка. Чем старше дети, тем меньше становится «доля» сюжета как способа вхождения в ситуацию. Со временем само произведение искусства станет для ребенка событием.

В игре ребенок:

- принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным персонажем, учится понимать его мысли и чувства;

- становится элементом воображаемого сказочного пространства (высокой скалой, бушующим морем…);

- вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (пробирается в лес и др.).

Возможность «вненаходимости» (термин М. Бахтина) важна в ситуации эстетического восприятия в той же мере, в какой способность «быть там», то есть возможность легкого вхождения в художественное пространство. Необходимо всегда возвращаться к реальному опыту даже после самых интересных ассоциативных путешествий.

Акцент в соотнесении собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного или графического произведения, в первую очередь делается не на внешней фабуле сюжета, а на рефлексии чувственного соприкосновения с пространством и персонажем.

Перейти на страницу: 1 2 3