Развитие чувств младших школьников средствами фольклора
2. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Провожу викторины о пословицах.
1) Определим пословицу по началу:
Кончил дело -…
Поспешить -…
2) Определим пословицу по двум словам:
Язык - дело
Труд - лень
3) Игра «семь и один».
назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед – один ответ.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Работу с пословицами провожу и на уроках русского языка, например, при закреплении глаголов 2-го лица единственного числа (один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь); при написании безударных гласных, проверяемых ударением (март с водой, апрель с водой); при написании парных звонких и глухих согласных, безударных гласных (и у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут).
Практически работу с пословицами провожу по всем предметам. Дети собирают пословицы, отыскивая в книгах ,записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки». (4;22)
Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное выражение живет в языке как безымянное.
В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.
Затаив дыхание, слушают дети сказки. Первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания- борьба с чудовищами. Переходы через огненные реки и другое.
«Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы:
-Понравилась ли вам сказка? Что запомнилось? В чём основной смысл сказки? (Ответы детей).
Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:
-Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаны в других сказках? (Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый).
Важный этап при работе со сказками – это подготовка к пересказу, близкому к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому ученикам учитель начальных классов предлагает задания, которые раскрывают особенности языка сказки, например:
Как начинается сказка?
Найдите выражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните, что означают выражения; ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво); долго ли, коротко ли (неизвестно когда); пир на весь мир (обильное, весёлое угощение).
Найдите повторы близких по смыслу слов (жили – были, в путь – дорогу, крепко – накрепко).
Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава…(шёлковая), лес…(дремучий), ведьма…(злая).
Замените выражения оборотами из сказок; быстро-(во
весь дух), никуда не отходит-(ни на шаг).
При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость». (8;47)
«Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:
Ай, качи – качи – качи,
Пекла баба калачи…
* * *
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
-В лесок по мошок:
Избушку лишить,
Чтоб не холодно жить.
Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид – всё является предметом внимания. Ко всему живому – уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко – мурлышко, курочка – рябушка, гуля – голубок, паучок – тоненькие ножки.
Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть – чуть нелепы:
-Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
-К медведю на свадьбу.
Медведь-то мне дядя.