Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей подросткового возраста.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний- это далеко не полный перечень обстоятельств травмирующих детскую психику. Следует подчеркнуть, что понимание механизмов лежащих в основе внутрисемейных взаимодействий остается очень ограниченным, поэтому прежде чем перейти к обсуждению связей внутрисемейных ситуаций, с возникновением психических расстройств у детей, целесообразно рассмотреть различные роли в которых выступают родители, воспитывая своих детей.
“Главное значение имеет возникновение эмоциональных связей у подростка с другими людьми. На ранних этапах развития важны взаимодействия ребенка со своими близкими. Степень их отзывчивости на получаемые от ребенка сигналы и полноты удовлетворения его потребностей, определяют его характер формирующихся отношений с людьми .”. [ ; стр 173] Но нужно отметить, что роль эмоциональных связей и отношение в семье продолжают оказывать свое влияние на протяжении всей жизни. Для каждого ребенка, в том числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает базисное чувство безопастности, гарантируя безопастность ребенка с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того близким являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. Исследования показали, что в присутствии рдителей дети меньше волнуются и тревожатся, что наблюдается в присутствии брата или сестры. Видимо решающую роль играет присутствие близкого человека. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей. Они с легкостью перенимают у родителей, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве случаев проявляется уважение подростка к тем людям от которых он зависит и с которыми его связывают теплые дружеские отношения. Роль моделей родительского поведения важна для подростка в любых ситуациях. Способ преодоления эмоционального стресса так-же определяется из знакомой ребенку стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем пассивного ухода или наадекватной агрессии, то и подросток в подобной ситуации тоже проявляет агрессивность. В этой связи важно отметить, что подростки учатся у родителей определенным способам поведения, т.е. непосредственно сообщающие ему правила, не только усваиваются но и благодоря собственному наблюдению за поведением родителей. Однако не редко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, а сами обманивают друг друга; призывают ребенка к сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны, распущены. Так подросток следуя примеру родителей, не признающих канонов и норм, признанных в обществе расширяет протест и неприятие настолько, что отвергают и то , чем родители все-таки дорожат. Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказатся от родительских норм. То же самое может произойти, когда дети видят что поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно поэтому иногда случается, что дети алкоголиков трезвенники, а дети непьющих родителей становятся алкоголиками (см. практическую часть, пример № 8).