Образование и сфера услуг.
В жизни общества важно не только производство материальных благ, значительную роль играет и непроизводственная сфера, так называемая "сфера услуг". Изменение характера труда резко увеличивает долю затрат психических, умственных усилий и снижает долю затрат физических сил, а следовательно, потребление духовных услуг в принципе становится таким же необходимым для воспроизводства рабочей силы, как и питание. Понятно, что прекращение "духовного производства" будет столь же губительным для общества, как и прекращение вещевого, поскольку услуги так же необходимы сами по себе, как и для производства материальных благ.
Часть сферы услуг тесно связана со сферой материального производства и участвует в создании новой стоимости, другая - не имеет отношения к производству и существует за счет перераспределения стоимости. К первой относятся услуги материально- вещественного характера, а также услуги в области деятельности, без которых невозможно развитие современного производства: наука, образование, здравоохранение. Ко второй относятся государственный аппарат, “индустрия развлечений", торговля, сфера быта.
В таблице 2 приведен удельный вес специалистов, работающих в сфере услуг, по отношению ко всему экономически активному населению некоторых стран мира (данные на 1970г.).
.
ТАБЛИЦА 2
Страна Число специалистов в сфере услуг, тыс.чел.
-----------------------------------------------------------
США 5030,4
Япония 1803,6
Англия 1363,7
Франция 1159,9
Голландия 293,0
Мексика 280,6
Пакистан 396,0
-----------------------------------------------------------
Во многих областях сферы услуг работают специалисты с высшим образованием. Конечно, встречаются "самородки", т.е.люди талантливые по природе своей, для которых высшее образование может служить только дополнением, своеобразной "шлифовкой" их таланта. Например, есть лекари "от Бога", т.е.человек может и не иметь высшего медицинского образования, но помогать больным результативнее, чем иной дипломированный специалист. И все-таки, такие случаи единичны, а в основном все мы доверяем больше врачам, имеющим высшее образование (а еще лучше какую-нибудь ученую степень ). Аналогичная ситуация и в области педагогики. Преподаватель с высшим образованием, конечно, предпочтительнее и любому учебному учреждению, и родителям ( если иметь в виду личные интересы ). Ну, а наука тем более требует высокообразованных специалистов с широким кругозором ( который, в свою очередь обеспечивается уровнем образования ). Эти требования вытекают из самого характера научных исследований и из растущего оснащения их современной техникой. В одном из обзоров ЮНЕСКО отмечается, что "наука и технология развиваются настолько быстро, что техника, используемая в фундаментальных и прикладных исследованиях, подвержена резким изменениям не в меньшей степени, чем производство. Поэтому хорошо приспособляющийся к этим изменениям персонал ( т.е. персонал образованный ) представляет собой ценнейшую гарантию ритмичной и непрерывной работы." ^ Под влиянием научно-технической революции производство все более превращается в сферу деятельности, требующую огромных затрат интеллектуальных, психических усилий. Это обусловливает повышение роли потребления духовных услуг в воспроизводстве рабочей силы. Следовательно, непроизводственная сфера помимо своего социального, культурного значения приобретает большую производственную важность и как рычаг развития производства, и как фактор воспроизводства рабочей силы.