Рынок труда. Стоимость товара "рабочая сила".
Наличие свободного рынка труда, благодаря которому каждый человек имеет возможность продавать свою рабочую силу, распоряжаясь ею по своему усмотрению, является определяющей особенностью рыночной экономики, т.к. труд - самый активный фактор любой экономики. В условиях рыночной экономики, в отличие от государственно-административной, не затушевывается тот факт, что в оплачиваемом труде реализуется акт _купли-продажи рабочей силы как товара ., т.е. не скрывается то, что основным мотивом труда является интерес возместить затраченные усилия денежной выплатой, получаемой за них. Позволяя работнику свободно предлагать свою рабочую силу по цене добровольного соглашения с трудонанимателем, рынок дает ему возможность потребовать полную плату за талант, способности, образование, квалификацию, трудолюбие, трудовое умение. На рынке труда рабочая сила выступает в роли товара, а значит она обладает двумя, присущими любому товару, свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью.
Стоимость товара "рабочая сила", как и всякого другого товара определяется рабочим временем, необходимым для его производства и воспроизводства. Чтоозначаетпроизводство и воспроизводство товара "рабочая сила" ?Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. Жизненные средства, необходимые для удовлетворения потребностей рабочего, имеют определенную стоимость. На объем и структуру естественных потребностей оказывают влияние климатические и другие природные условия той или иной страны ( например, у рабочих Швеции и Италии потребности в топливе, теплой одежде и т.п. различны ). Необходимые для воспроизводства рабочей силы жизненные средства не ограничиваются только средствами, удовлетворяющими естественные потребности человека в пище, одежде, жилище, топливе и т.п. К ним относятся также средства, удовлетворяющие духовные запросы рабочего ( потребности в газетах, радио, телевидении, театрах, кино и т.п. ). Расходы на удовлетворение этих духовных запросов также входят в стоимость рабочей силы. Объем и структура жизненных потребностей, а также способы их удовлетворения зависят от экономического и культурного уровня развития данной страны. " В противоположность другим товарам, - писал К.Маркс, - определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент. Однако для определенной страны и для определенного периода объем и состав необходимых для рабочего жизненных средств в среднем есть величина данная. " ^ На рынке труда требуется постоянное замещение рабочих сил, исчезающих с рынка вследствие изнашивания организма и смерти людей. Поэтому в стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, включается и стоимость средств существования семей трудящихся. Кроме перечисленного выше, надо учитывать, что человек должен обладать опытом, знаниями в той или иной отрасли труда. Расходы на приобретение им этих навыков и знаний, т.е. на образование, обучение, входят в стоимость рабочей силы. Итак, стоимость товара "рабочая сила" слагается из ряда элементов: средств, необходимых для восстановления работоспособности самого трудящегося; средств, необходимых для содержания семьи трудящегося; средств на социально-культурное развитие трудящегося и средств на его образование. В отличие от других товаров рабочая сила в процессе ее потребления создает стоимость, и притом стоимость большую, чем она сама имеет. Избыток стоимости, созданной трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, составляет прибавочную стоимость. В способности создавать прибавочную стоимость и заключается потребительная стоимость рабочей силы как товара.
Можно сказать, что рынок труда - это подлинный ценитель рабочей силы, формирующий, выявляющий истинную цену труда, значит, и цену работника. Рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы, чтобы иметь основания дороже продать свой товар ( рабочую силу ) нанимателю, чтобы уверенно чувствовать себя в борьбе с конкурентами, чтобы меньше опасаться попасть в число безработных. Существует зависимость между уровнем образования и качеством, а значит, и стоимостью товара "рабочая сила".