Заключение.

Накопленные материальные и духовные ценности - результаты развития науки, культуры, производственный аппарат - сами по себе пассивны и могут быть использованы для производства и удовлетворения потребностей людей только в той мере, в какой изучены, освоены людьми. Роль образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать активный фонд знаний и повышать его эффективность. С узко экономической точки зрения функция образования состоит в формировании человека как участника производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции. Подготовка кадров является таким же важным фактором научно-технического прогресса, как и техническая оснащенность предприятий, научная организация труда, экономические стимулы. Причем, для экономики любой страны огромное значение имеет подготовка специалистов с высшим образованием. Но роль образования не ограничивается только обеспечением рабочей силы профессиональными знаниями и навыками. Формируя потребности населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного расширения рынка, а значит стимулирует развитие и качественное совершенствование производства.

В ходе развития производства и научно-технического прогресса произошли расширение и определенная перегруппировка потребностей, удовлетворение которых представляет собой содержание воспроизводства рабочей силы. Потребности в образовании, сформировавшиеся на экономическом фундаменте изменений в общественном производстве, породили сложную цепь социальных, культурных изменений в условиях жизни и в облике всех трудящихся. Потребности в образовании стали в процессе воспроизводства рабочей силы в один ряд с потребностями в пище, одежде и т.д. К.Маркс отмечал, что возросший уровень образования трудящихся является не только выражением роста богатства, но и существенной предпосылкой этого богатства, что с точки зрения непосредственного производства образование индивидуума может рассматриваться как производство основного капитала: " .степень искусности населения является в каждый данный момент предпосылкой совокупного производства, - следовательно, главным накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда." Известно, что конкуренция - это источник прогресса. Это касается как производства вообще, так и рабочей силы в част-

ности. В преимущественном положении оказываются люди с хорошим образованием, которые являются гарантом эффективности любого производства, фирмы, банка и т.д. Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только за период с 1970 по1992г. в США удельный вес лиц, получивших среднее образование, возрос в структуре рабочей силы с 52% до 76%, а полу-

чивших законченное и незаконченное высшее образование - с21% до 38%. Правда, сейчас в нашей стране появилось новое явление -безработица среди специалистов с высшим образованием. Увеличение удельного веса этой категории трудящихся ( дипломированных специалистов ) среди лиц наемного труда непосредственно обусловлено научно-технической революцией, т.к. современная экономика не может развиваться без повышения уровня квалификации кадров и увеличения в рабочей силе доли высокообразованных специалистов. Однако, в России все чаще выпускники вузов оказываются лишними на рынке труда, не могут найти работу по специальности и вынуждены заниматься таким делом, которое не требует никакого высшего образования ( например, всем известна как велика доля дипломированных специалистов среди так называемых "челноков" ). Создавшееся положение, по-моему, очень тревожно, т.к. свидетельствует о том, что темп роста экономики России значительно снизился по сравнению с предыдущими десятилетиями ( это и привело к искусственному ограничению сферы применения высокообразованных специалистов ).

Перейти на страницу: 1 2