Психолого-педагогические рекомендации по индивидуальному подходу в развитии у детей воображения.
Возрастные изменения в развитии воображения продиагностированные в ходе исследования в целом соответствуют описанным в литературе данным.
В ходе исследования было выявлено следующее:
В 3 года в рисунках детей прослеживается отсутствие соответствия образов. Только небольшое количество деталей имеет частичное соответствие. Пропорций нет.
В 4 года еще прослеживается отсутствие соответствия образов, но есть и частичное изображение предметов. В этом возрасте ребенок начинает обогащать образы, но не соответствующими цветами.
В 5 лет предмет имеет признаки внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенку присуще полное соответствие образов. В этом возрасте ребенок начинает усложнять и продолжает обогащать образы.
В 6 летнем возрасте образы соответствуют действительности. Дети усложняют и обогащают образы разными цветами, осваивая изобразительные средства создания образа. Если в 5 лет дети только начинали усложнять и обобщать образы, дорисовывая при этом 1-2 предмета, то в 6 лет их количество увеличивается.
В 7 лет в рисунках детей очень ярко выражается усложнение и обогащение образов. Если в 6 лет дети обогащали только один образ, то в 7 лет создают общую картину.
С возрастом воссоздаваемые дошкольником образы становятся сложнее, точнее по отношению к воссоздаваемому предмету, они складываются в целостные картины – представления. Эти изменения воссоздаваемых образов можно пронаблюдать в игре дошкольника, в продуктах его деятельности (в нашем исследовании – в рисунках и комментариях к ним).
В целях развития воображения можно рекомендовать взрослым, работающим с дошкольниками следующее: в игре и в занятиях чаще использовать заместители предметов, работать с «опредмечиванием» неопределенных объектов, включать детей в ситуации создания образов на основе словесного описания или неполного графического изображения, организовывать игру таким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.