Методики исследования уровня развития долговременной памяти, сформированности орфографического навыка и анализ результатов
Для выяснения сформированности орфографического навыка и уровня развития долговременной памяти у младших школьников были проведены эксперименты. Базой для исследования послужила Абаканская школа №25.
В эксперименте участвовало два вторых класса: экспериментальный (2г) и контрольный (2в).
Первоначально был проанализирован уровень сформированности орфографического навыка. С этой целью учащимся было предложено написать диктант.
После проверки диктанта мы разделили работы учащихся на уровни.
Учащиеся, написавшие диктант:
2 в |
2 г | |
На «5» - высокий уровень (III) |
1 чел. |
5 чел. |
На «4» - средний уровень (II) |
13 чел. |
10 чел. |
На «1» - «2» низкий уровень (I) |
6 чел. |
5 чел. |
Эксперимент показал, что учащиеся еще недостаточно хорошо владеют основами правописания (см. Приложение 1).
С целью выявить уровень развития долговременной памяти, мы провели методику А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов».
Были подобраны слова, не имеющие связи между собой. Их названия фиксировались в бланке «-», «+».
1 этап – читаются 10 слов и ребенок сразу после прочтения их называет.
2-5 этапы – слова читаются и через некоторый промежуток, учащиеся должны их воспроизвести.
После проведения этой методики, мы также выявили уровни запоминания слов учащимися.
Если после 3 этапа, учащиеся запоминали слова и кривая запоминания постоянно возрастала, то запомнившие
- 7-10 слов – это дети с высоким уровнем развития долговременной памяти (III);
- 5-7 слов – со средним уровнем (II);
- 1-5 слов – с низким уровнем (I).
Данные эксперимента показали, что с числом повтора растет число правильных ответов (см. Приложение 2).
2 в |
2 г | |
Высокий уровень (III) |
1 чел. |
5 чел. |
Средний уровень (II) |
13 чел. |
10 чел. |
Низкий уровень (I) |
6 чел. |
5 чел. |
Чтобы доказать, что долговременная память влияет на формирование орфографического навыка, мы использовали формулу Пирсона, которая помогла нам выявить коэффициент корреляции.