Особенности различных групп умственно отсталых, обусловленные конкретной клинической формой.
Большую часть умственно отсталых составляют дети-олигофрены, которые представляют собой клинически разнородную группу. Ниже дается психолого-педагогическая характеристика основных клинических вариантов детей-олигофренов.
Основная группа детей-олигофренов
. При этой форме олигофрении поражением охвачена преимущественно кора головного мозга. Грубых изменений нейродинамики не наблюдается. Деятельность отдельных анализаторов не нарушена.
Существенной особенностью детей данной группы является то, что недоразвитие познавательной деятельности сочетается с относительной сохранностью поведения. Как правило, это прилежные, старательные, организованные ученики. Эти дети подчиняются требованиям учителя При правильном руководстве способны к весьма устойчивой целесообразной деятельности. Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все указания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности Поскольку эти дети ведут себя адекватно лишь в понятной для них ситуации, их следует учить менять свои поступки в зависимости от изменившейся ситуации.
У детей с данной формой олигофрении наблюдается сохранность эмоционально-волевой сферы. У них есть эмоциональные привязанности. Эти дети способны к устойчивому положительному отношению к окружающим. У данной группы умственно отсталых сравнительно легко воспитать элементы самокритичности. Так, например, дети оказываются в состоянии правильно оценивать качество выполняемой ими деятельности. Рассматриваемая группа учащихся вспомогательной школы достаточно прочно усваивает навыки и привычки общественного поведения на основе правильного понимания норм нравственности.
Возбудимые олигофрены
. У этих детей имеет место сочетание диффузного и поверхностного поражения коры головного мозга с остаточной гидроцефалией. Характерная и важнейшая черта этих детей — общее умственное недоразвитие в соединении с заметными дефектами поведения. У детей с преобладанием возбуждения в дошкольном возрасте наблюдается общая расторможенность, неумение сосредоточиться, играть с детьми, отвлекаемость, повышенная возбудимость. В школьном возрасте наряду с недоразвитием познавательной деятельности они начинают отчетливо проявлять нарушение поведения и резкое снижение работоспособности. В спокойной обстановке (преимущественно во время индивидуальных занятий) такие дети более организованы.
Недостаточность целенаправленной деятельности проявляется при выполнении любых заданий. Эта недостаточность может в определенных пределах преодолеваться на основе использования специальных приемов организации их поведения (повторение инструкции, сужение объема задания, устранение посторонних для выполняемого вида деятельности раздражителей, торможение импульсивных реакций). Выработке тормозных реакций способствуют занятия лечебной гимнастикой, ритмикой.
Дети рассматриваемой группы относительно легко усваивают требования общественного поведения, но не умеют последовательно ими руководствоваться. Их нравственные суждения носят поверхностный, нестойкий характер. Они с трудом подчиняются требованиям режима. Преодолению указанных отрицательных моментов способствует система медицинских и педагогических мероприятий, направленных на укрепление тормозного процесса. Среди педагогических мероприятий можно назвать организацию общения с уравновешенными и заторможенными детьми. Хороший эффект дает проведение игр, способствующих формированию выдержки. Большую роль играет умелое использование педагогом и воспитателем словесных воздействий (инструкций, разъяснений и т. п.), имеющих целью формирование правильного отношения учащихся к нормам и правилам поведения.
Тормозные олигофрены
. У тормозных олигофренов диффузное поражение коры головного мозга сочетается с остаточной гидроцефалией. Анализаторы и их функции сохранны.
Основная особенность детей данной группы — сочетание недоразвития способности к отвлечению и обобщению с преобладанием тормозного процесса над возбудительным. Каждое утомление проявляется в том, что дети легко становятся вялыми, затормаживаются и полностью выключаются из общей деятельности. В раннем возрасте эти дети не реагируют на звуки, яркие предметы, много спят. В дальнейшем не интересуются игрушками, не играют с детьми, мало общаются даже с близкими и родными. К моменту поступления в школу остаются вялыми, заторможенными. Наряду с этим пассивно подчиняемы. В общую деятельность включаются после неоднократных побуждений со стороны педагога, воспитателя. Заторможенность мешает им принимать участие в играх со сверстниками. Дети малокоммуникабельны. Уже на втором году обучения и воспитания (по мере снижения заторможенности) болезненно .реагируют на свои неудачи, что говорит о прогрессе в развитии их эмоциональной сферы. В дальнейшем все явственнее становится развитие личности. У детей появляется чувство долга и ответственности