Причины и условия преступности умственно отсталых подростков.

Ряд закономерностей

:

1. Правосознание умственно отсталого подростка, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.

2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на ко­торые он посягнул.

Следовательно, при воспитании умственно отсталых подростков необходимо обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются данной личностью.

Внутренним регулятором, важнейшей потребностью подрост­кового возраста, как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способ­ностей и в признании окружающих

В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка становится неформальная, стихийно сложившаяся подростковая группа. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне соци­ально значимой деятельности, направлены на достижение груп­повой интеграции и стимулируют асоциальное поведение под­ростков (употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и т. д.), что в конечном счете приводит к преступлению.

Чтобы престижные мотивы и потребности подростков мог­ли быть реализованы в сфере социально значимой деятельнос­ти, необходимо расширить сферу интересов, круг возможных занятий подростков.

А. С. Макаренко писал: « .отвращение к воровству и всякому незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, ког­да ребенок начинает понимать, что ему говорят. К воровству нужно воспитывать такое отношение, как некогда в патриар­хальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления, чем слово „вор" .».

Если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолю­бие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями, фор­мируют у подростка ложное представление о нашей действи­тельности, приводят к возникновению антиобщественных навы­ков и привычек. К тем же последствиям приводят жульничество, рассуждения старших товарищей, родственников, соседей о том, что «своя рубашка ближе к телу», «не пойман—не вор», «бери, если плохо лежит» и т. п., а также обман, очковтиратель­ство, нечестное отношение к труду, расхождение между слова­ми и фактическим поведением взрослых и многие другие отри­цательные явления, порой наблюдаемые подростками в окру­жающей среде.

Когда человеком с детских лет усвоены необходимые мораль­ные правила, он увереннее проходит сложные перекрестки сво­его жизненного пути, легче преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни.

Моральные нормы должны вырабатываться с дет­ства у ребенка, Если он растет свидетелем пренебрежения роди­телей к общественным интересам, в обстановке зависти, жадности, способности ради собственной выгоды совершить неспра­ведливый, нечестный поступок, если он видит в семье грубость, жестокость, лицемерие, пьянство. Стоит ли удивляться, что в та­ких семьях вырастают нарушители?

Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, о которых мы уже говорили, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонару­шению — это и повышенная эмоциональность, и впечатлитель­ность, неумение критически оценить побудительный мотив, стрем­ление к немедленному действию. Тем более необходимо учиты­вать прямое принуждение к совершению преступления или раз­личные способы вовлечения в него. Чаще всего такие ситуации возникают в группах подростков, где их психологические особен­ности приобретают уродливые формы: повышенная эмоциональ­ность превращается в невыдержанность, стремление к самоут­верждению — в цинизм. Особенно опасны организованные группы, центром которых является преступник-рецидивист.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5