Причины и условия преступности умственно отсталых подростков.
Ряд закономерностей
:
1. Правосознание умственно отсталого подростка, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.
2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул.
Следовательно, при воспитании умственно отсталых подростков необходимо обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются данной личностью.
Внутренним регулятором, важнейшей потребностью подросткового возраста, как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей и в признании окружающих
В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка становится неформальная, стихийно сложившаяся подростковая группа. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены на достижение групповой интеграции и стимулируют асоциальное поведение подростков (употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и т. д.), что в конечном счете приводит к преступлению.
Чтобы престижные мотивы и потребности подростков могли быть реализованы в сфере социально значимой деятельности, необходимо расширить сферу интересов, круг возможных занятий подростков.
А. С. Макаренко писал: « .отвращение к воровству и всякому незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят. К воровству нужно воспитывать такое отношение, как некогда в патриархальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления, чем слово „вор" .».
Если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями, формируют у подростка ложное представление о нашей действительности, приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек. К тем же последствиям приводят жульничество, рассуждения старших товарищей, родственников, соседей о том, что «своя рубашка ближе к телу», «не пойман—не вор», «бери, если плохо лежит» и т. п., а также обман, очковтирательство, нечестное отношение к труду, расхождение между словами и фактическим поведением взрослых и многие другие отрицательные явления, порой наблюдаемые подростками в окружающей среде.
Когда человеком с детских лет усвоены необходимые моральные правила, он увереннее проходит сложные перекрестки своего жизненного пути, легче преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни.
Моральные нормы должны вырабатываться с детства у ребенка, Если он растет свидетелем пренебрежения родителей к общественным интересам, в обстановке зависти, жадности, способности ради собственной выгоды совершить несправедливый, нечестный поступок, если он видит в семье грубость, жестокость, лицемерие, пьянство. Стоит ли удивляться, что в таких семьях вырастают нарушители?
Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, о которых мы уже говорили, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонарушению — это и повышенная эмоциональность, и впечатлительность, неумение критически оценить побудительный мотив, стремление к немедленному действию. Тем более необходимо учитывать прямое принуждение к совершению преступления или различные способы вовлечения в него. Чаще всего такие ситуации возникают в группах подростков, где их психологические особенности приобретают уродливые формы: повышенная эмоциональность превращается в невыдержанность, стремление к самоутверждению — в цинизм. Особенно опасны организованные группы, центром которых является преступник-рецидивист.