Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков с нарушением интеллекта.
Нередки случаи, когда подростки оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков.
Из большого арсенала средств, которые имеются в распоряжении воспитателя, он обязан отобрать и применить именно те, которые дают максимальный эффект в данном случае. Педагогической работе с подростками, имеющими нарушения интеллекта, должны быть чужды формализм, боязнь нового и главное - равнодушие к их судьбам. Лица, посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны волевыми и талантливыми педагогами.
Воспитатель должен обладать умением слушать собеседника и, общаясь с ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях.
К этим особенностям относятся в первую очередь темперамент, специальный тип высшей нервной деятельности, черты характера, направленность личности и состояние подростка. Суровый, строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы и учебы парнем сангвинического темперамента может дать положительные результаты, но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с подростком слабого типа, у которого взаимоотношения с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за робости и застенчивости. В этом случае надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себя. Для этого нужно руководствоваться не только интуицией и опытом общения, но и изучать психологию человека, с тем чтобы в затруднительных случаях использовать научные рекомендации для организации контакта с людьми.
Желательно, чтобы воспитатель обладал яркой индивидуальностью, располагал к себе подростка.
Хорошо продуманная воспитательная работа с молодежью, проводимая систематически и целенаправленно теми, кто призван воспитывать подрастающее поколение на всех этапах его жизненного пути, позволит полностью изжить правонарушения и преступность.
Воспитание нового человека и ликвидация преступности в нашей стране прямо связаны с проблемой воспитания детей и подростков. Своевременное выявление причин отклоненного поведения подростков, ликвидация этих причин и условий, их порождающих, воспитание всесторонне развитой и нравственно здоровой смены - одна из главных задач сегодняшнего дня.
(Васильев В.Л., стр. 24-33)