Формирование навыков и привычек общественного поведения у подростков с нарушением интеллекта.
1. Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения
:
— привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине); привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам;
— умение распределять свое время таким образом, чтобы его хватало на выполнение заданий и общественных дел;
— учение самостоятельно подбирать оборудование, необходимое на уроке и при выполнении домашних, внеклассных занятий;
— умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий, поручений;
— привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя я других старших товарищей;
— умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания (особенно при обсуждении отметок);
— привычка к точному выполнению правил поведения в мастерских и соблюдению техники безопасности;
— умение самостоятельно и правильно организовывать свой досуг и досуг своих товарищей;
— привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для пешеходов;
— умение принимать активное участие в борьбе с нарушителем правил дорожного движения для пешеходов, за предупреждение детского травматизма;
— привычка дисциплинированно и культурно вести себя в театрах, кино, парках, садах, магазинах и т д.;
2. Формирование умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими:
— привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др. ), но всеми ее посетителями (во вспомогательной школе добиться этого бывает гораздо труднее, чем в школе массовой);
— привычка активно выступать против нарушений правил;
— умение замечать и исправлять недостатки собственного поведения;
— умение выслушивать своего собеседника до конца (не перебивая);
— умение скромно и понятно изложить свою просьбу (претензию и т д. );
— умение четко реагировать на состояние окружающих и считаться с ним (например, соблюдать тишину, когда она необходима другим для работы или отдыха, успокоить обиженного товарища );
— умение морально поддерживать окружающие подчинять в необходимых случаях личное настроение настроению товарищей, близких, родных;
— умение просить извинение в связи с нарушением правил вежливого обращения;
— умение правильно и самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке;
— умение соблюдать этикет в отношении старших, сверстников, представителей противоположного пола, гостей и т. д.;
— привычка бережно относится к родной природе;
— умение приумножать богатства родной природы (посадка деревьев, цветов и т. д. );
— привычка помогать младшим товарищам при выполнении ими домашних заданий, во время игр и т д.;
умение разбираться в причинах конфликтов младших товарищей, защищать обиженных и доброжелательно разъяснять обидчикам их неправоту;
— умение самостоятельно определять вид помощи, в которой нуждается старший, больной, престарелый;
— привычка отказываться от удовлетворения своих интересов и потребностей, если они противоречат интересам окружающих;
— привычка соблюдать общие для всех нормы и правила;
— умение предъявлять равные требования к окружающим и самому себе (в пределах реальных возможностей);
— привычка добросовестно и творчески выполнять общественные поручения;
— умение подчинять (в необходимых случаях) личные интересы интересам коллектива;
— умение правильно оценивать личные заслуги в достижении общих результатов;
— учение правильно относиться к критическим замечаниям, признавать вину и исправлять недостатки;
— умение активно выступать против проявлений зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам, против эгоизма;
3. Нормирование представлений о долге, чести и совести:
— представление об общественной значимости школьных правил, принятых в нашем обществе, моральных и правовых норм; чувство уважения к этим правилам и нормам, потребность в добросовестном соблюдении этих норм;