Введение

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться, и трудится, человек должен воспринимать этот мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как её неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж. Пиаже и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема нашего исследования «Роль компьютерных игр в успешной адаптации младшего школьника к школе», актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Это определило цель нашего исследования - изучить условия адаптации младших школьников средствами компьютерных игр.

Объектом исследования является адаптация младших школьников к условиям школы. Предметом исследования – компьютерные игры как средство успешной адаптации младшего школьника.

Гипотеза исследования такова - при помощи компьютерных игр младшие школьники быстрее адаптируется к обучению в школе, если:

· применение компьютерных игр позволяет моделировать жизненные различные ситуации,

· развивает при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Мною были поставлены следующие задачи:

· изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютерных игр в процессе адаптации младших школьников в школе;

· экспериментально изучить эффективность использования компьютерных игр в начальной школе;

· на основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций с применением ЭВМ.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор изучает условия использования компьютера в процессе адаптации изображающую игру, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике начальной школы.

В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:

· анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

· подбор компьютерных игр для школьников;

· диагностика детей с целью выявления адаптации к условиям школы. Это:

- наблюдение

- тестирование

- беседа

- цветограмма

Исследования проводились в средней школе № 61 Советского района г. Новосибирска. В ходе эксперимента участвовал 1 «а» класс, в количестве 19 человек.

Перейти на страницу: 1 2