Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.
В этих задания позволяют учащимся по-своему формулировать отдельные части высказывания, хотя те, кто послабее, могут удовлетвориться комбинацией фраз из предыдущих заданий.
7. General discussion:
- Do you think the people of tomorrow will be happier than we are?
- What advice can you give to future generations?
- “We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future generations”. What does this statement mean? Explain.
Седьмое задание является не тренировочным, а подлинно речевым, но предшествующая тренировка облегчает слабым учащимся участие в дискуссии: даже если они построят своё высказывание лишь из блоков, предлагающихся в качестве опор, они смогут высказать свою точку зрения наравне с остальными.
Таким образом, коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося. Так, следующее задание обучает оценивать объективность и уместность характеристик, учитывая официальный тон общения и информацию, которая может интересовать адресата:
Выберете из данных фраз те, что могли бы войти в письменную рекомендацию, которую начальник даёт подчинённому. Расположите их по степени важности:
He is not a bad chap. He is serious and quiet. He is a sense of responsibility. He is a rather good-looking, in a way. He is absolutely honest .etc.
Коммуникативные опоры применяются также и при формировании умений общения. Нельзя не согласиться с И.Л.Бим, что коммуникативность «не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, а это приобщение личности к духовным ценностям других народов – через личное общение и через чтение» (14,40).
На процесс формирования умений влияет не меньшее количество обстоятельств, чем на процесс формирование навыков. Так, например, коммуникативная ситуация, о которой много пишут и говорят, не всегда раскрывая, что за этим стоит, на самом деле предполагает учёт множества факторов, составляющих две большие группы: условия общения и характеристики участников общения.
Условия общения включают:
- ограниченность или неограниченность во времени;
- непосредственный или опосредованный способ общения;
- официальный или неофициальный характер общения.
Характеристики участников общения включают:
- их социальный статус;
- настроение;
- отношение друг к другу;
- отношение к объекту высказывания (выражающееся в наличии или отсутствии информации, в желании или нежелании общаться на данную тему);
- степень воспитанности, т.е. способность или неспособность соблюдать принятые нормы общения.