Духовно-нравственное развитие будущего офицера.
Ни один народ не может жить без общенационального эталона, без образца и идеала. Пушкин – один из наших светочей. В это чудное имя мы вкладываем целый мир и программу. Если армия народная, она не может не исповедовать пушкинский идеал. Появиться ли Пушкин и лицейский дух в наших школах и военных училищах. Как бы это ни звучало неожиданно, но, взвешивая каждое слово, беру на себя смелость заявить, что сегодня, когда многие бросились в разоблачения, а иные даже смакуют их, для обновления школы, армии и общества нет более партийной темы, военной темы, чем пушкинский идеал. Сейчас все иначе, и не существует ни каких идеалов, ни в школах, ни в военных училищах.
Ситуация, сложившаяся в Серпуховском Военном Институте, типична для всей армии в целом. Поэтому я бы хотел поподробнее рассмотреть духовно-нравственное развитие на примере наших курсантов, как будущих офицеров. Особого внимания заслуживает вопрос общения курсантов и офицеров – взаимоотношения между ними, зачастую, напоминает «тюремный базар», а не общение воспитанных интеллигентных людей, которыми всегда считались офицеры России.
Самая большая беда, которая мешает нам всем и будет самым большим злом, мешающим становлению характера, есть всепроникающая в нашу жизнь фамильярность. Она сравнима с тем незаметным грибком, который разъедает самые крепкие здания, когда фундаменты и кладки превращаются в труху. Монолит бывает уже трухляв при внешней прочности. Мы тыкаем друг другу, переходим на жаргон, скороговорку , сквернословие, в двери уже не входим , а протаскиваемся . Мы не умеем уже не встать, ни сесть, ни уступить .Фамильярничаем с классикой , с прошлым , с властью , с устоями . У нас на лицах или казенная серьезность , или хихиканье . Иронизируем по поводу всего высокого и тем ежеминутно разрушаем его . ирония же всегда фамильярна , она всегда смотрит исподтишка, всегда снизу вверх и всегда разрушительна. Мы фамильярничаем с Пушкиным, смакуя его озорные мальчишеские безделки, глумимся над его памятью, когда предлагаем поговорить о ,, странностях любви,, . Фамильярничаем с родным языком , называя блуд хитрым заемным словом ,, секс ,, , встречу переиначили в ,, брифинг ,, , многообразие – в ,,плюрализм ,, и т. д. , и т. п.
И как мы здесь можем говорить о воспитании образцовых офицеров, тогда как сама командирская речь переполнена ненормативной лексикой. В ритуале общения людей заложены глубокий смысл защиты человеческого достоинства и самобытные начала уклада. Прежде всего, русская речь плохо развита у наших офицеров. Какой же пример они подают нам? Их разговоры, их общение мало, чем отличается от курсантского, хотя среди них есть те, которые следят за своей речью. В общении между офицерами и курсантами редко увидишь человеческое отношение, это больше похоже на общение кошки(начальника) и мышки(подчиненного), когда мышка ничего не может возразить. И после этого они хотят, чтобы мы продолжили служить в вооруженных силах и выполнять свой долг – защищать РОССИЮ.
Фамильярность, как и ирония, обладает разрушительной силой в своих ,,мегатоннах,,. Мы в армии фамильярничаем с мундиром, когда перед увольнением в запас строгий и потому благородный воинский наряд обвешиваем и обшиваем мещанскими побрякушками, но худшая из фамильярностей – это потеря дистанции между солдатами и офицерами и холопско-барские взаимоотношения между офицерами во время приветствия , когда старший по званию не отвечает на приветствие младшего. Убежден, что офицеры выжгут из своей среды эти манеры когда поймут, что они незаметно для них заползли в их жизнь из чуждого мира с его заземленностью, узостью кругозора, культом импорта и штампами вместо мыслей .