Формы и методы работы с родителями.
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:
- Как вести себя в конфликтных ситуациях?
- Что должен уметь первоклассник?
- Что должен уметь второклассник?
- Что должен уметь третьеклассник?
- Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и др.
Памятки желательно подготавливать для каждой темы которую рассматривают родители и учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью -ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в шко-ле, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни шко-лы.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,
обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.
Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями - попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.
Обследование показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь. *
------------
*
/ Борисов Е.В.,Васильева Л.П. Алкоголь и дети.М.:Медицина,1984,С-28.
Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.