Защита прав ребенка в школе.
Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер, которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция социальной службы, предназначенной для организации активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по защите прав личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.
Принципы деятельности социальной службы школы:
Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.
Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т.д) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.
Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика назревающих проблем и конфликтов.
Автономность - независимость от администрации школы и органов управление образованием.
Репрезентативность - представительство и учет интересов всех подразделений школьного коллектива.
Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во внешней среде и внутри коллектива.
Основные функции социальной службы школы:
Диагностическая - изучение на основе современных достижений социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;
Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную социальную группу;
Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих
коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или стимуляцию того или иного социального процесса, явления;
Предупредительно-профилактическая - разработка на основании собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-коллективов.
Представительная - представление интересов и защита социальных прав коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и прокуратуру.
Структура социальной службы школы:
1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-III кл., V-VI кл., .XI кл.
2. Советы групп, классов, параллелей классов.
3. "Телефон доверия".
4. Служба ЭВМ.