Особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования
Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри, особенно на Севере.
Однако, видимо самым главным историческим событием этого периода стало духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся деятелей православной церкви, но центральной фигурой по праву считается Сергий Радонежский, ставший олицетворением русского характера.
Духовное возрождение позволило восстановить душу русского человека, укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, что служило преображению семьи. «В XIV — XV вв. постепенно складывается семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV веках» [65, 51].
Все эти перемены прямо сказались на русском образовании и воспитании. Начинает расширяться число грамотных, растет число образованных и высокообразованных людей - имена некоторых из них сохранились в русской истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий. Д.С. Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда русские города постепенно оправляются от ударов кочевых орд, начинается необычно быстрый рост русской образованности» [15].
Самые же важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало в себе православие, духовное, семейное и коллективное, нравственное и трудовое начало. В этот же период происходит упрочение сложившегося еще в период становления русского образования, убеждения, что воспитание является основой и целью образования, даже обучение элементарной грамотности должно служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.
Таким образом, во второй половине XIV — первой половине XV вв., благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси и, прежде всего Сергия Радонежского, развивается образование, строившееся на фундаменте православия, духовности, нравственности, соборности.
В XVI в. потребности в развитии образования значительно возрастают.
В этот период быстрыми темпами развивается первоначальное обучение, которое дают монастырские и церковные школы. В деле распространения элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения большое значение имела деятельность мастеров гра
моты. По подсчетам А.И. Соболевского, в XVI — начале XVII вв. грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян было 50% грамотных, «между московскими торговыми людьми XV — XVII веков грамотность была обычным явлением» [95, 4], среди посадского населения — не менее 20, среди крестьян не менее 15 [95, 5-8].
Огромное значение для дальнейшего развития грамотности и образования в России имело книгопечатание, появление первых печатных книг и создание печатных азбук.
Потребность создания более высоких форм образования осознается многими государственными и церковным деятелями. Так известно послание Архиепископа Новгородского Геннадия Митрополиту Симону. Решение об открытии училищ в Русском государстве было принято Стоглавым Собором. Борис Годунов намеревался открыть в Москве университет. Однако создать более высокое образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые в этот период получают широкое образование. Известно, что многие деятели, в том числе и государственные, были высокообразованными, и даже всесторонне образованными людьми: Иван Грозный, Андрей Курбский, Борис Годунов и др.