Церковь святого духа
За епископским двором, ниже по склону кремлевского холма, стоит единственная сохранившаяся постройка расположенного здесь Духовского монастыря, основанного в ХV веке- церковь святого Духа (1642 год). До постройки церкви собор монастыря стоял несколько севернее, а здесь проходила ограда, что определило необычность композиции этого здания- оно не имеет южного портала.
Церковь святого Духа- замечательный памятник искусства. Ее два шатра, смело вздымающиеся вверх из сочных, необычайно выразительных в своей пластике кокошников над карнизом. В котором крепятся массивные пилястры четверика, невольно вызывают образ какого-то экзотического растения. Древнерусское искусство очень часто основывало образный строй своих композиций на ассоциативных связях с природой.
Тонкая профилировка карнизов, гурты шатров и прикрывающие их грани звезды, тонкий и изящный рисунок декора четверика на южном и северном его фасадах- все свидетельствует и о незаурядности самого замысла, и от тщательности его выполнения (церковь реставрирована в последние годы). Строил церковь мастер из Согалича Василий Харитонов сын Зубов.
Пришедшие на смену одношатровым многошатровые церкви были широко распространены в русской архитектуре XVII века. Еще не совсем разгадали общий композиционный смысл такого умножения формы. В русском искусстве в ту эпоху бытовал и был широко распространен художественный образ «горнего града», быть может, навеянный еще в домонгольское время дивной перспективой «матери городов русских» - Киева. Тема «города» в виде нагромождения высоких, башенного типа зданий, охотно разрабатывалась русскими иконописцами, особенно XVI и XVII веков. В архитектуре отдельного здания такой художественный образ множественных форм, своеобразный символ «города», получил неожиданное воплощение в уникальном шедевре архитектуры XVI века - в Московском Покровском соборе «на рву» (собор Василия Блаженного). Можно предположить, что в композиции двух-трех и многошатровых храмов XVII века зодчие стремились в несколько упрощенной форме разработать ту же художественную тему «горнего града».
В церкви Святого Духа Переяславля - Рязанского возродился снова один из древнейших планировочных приемов архитектуры края. Вспомним о поперечной исправленности пространства, вероятно, самого замечательного храма Старой Рязани - Спасского собора, разрушенного в 1237 году. В церкви Святого Духа налицо возрождение такого приема. В ее многошатровой предшественнице - церкви Дивной на Угличе - план имеет еще продольную исправленность, поскольку приделы отделены стенами. Однако в постройках после церкви Святого Духа широкая ориентация пространства уже обычна, например, в церкви Рождества в Путинках в Москве. Но к концу XVII века такие приемы планировки снова исчезают.
Церковь Святого Духа интересна еще тем, что она имела два посвящения, а следовательно, и две апсиды- прием довольно распространенный в рязанском крае. Из композиционных особенностей замысла Василия Зубова, бесспорно выдающегося зодчего, следует отметить еще сужение храма кверху, за счет наклона внутрь угловых лопаток, благодаря чему церковь кажется удивительно стройной и вместе с тем монументальной.
Существенно отметить, что Василий Зубов и сам сознавал зодчим выдающимся. Вопреки обычной чрезмерной скромности русских строителей, он надписал на камне свидетельство о своем авторств церкви Святого Духа и заложил этот камень над ее порталом (Рязань, Краеведческий музей). Часть этого камня была недавно найдена, а полная его надпись гласила: «Лета 7150 совершена бысть сия церковь при архиепископе Моисеи Рязанском, при игумене Севастьяне. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов».
Помимо северного, церковь имела сначала и западный портал, который был разобран при устройстве в ней в ХVII веке трапезной. В искаженной перестройками трапезной при последней реставрации были выявлены ее древние детали.
Следует заметить, что в 1783 году церковь сильно пострадала от пожара, но в 1798 году восстановлена с помощью княжны Александры Владимировны Козловской. В это же время сооружен придел в честь святой мученицы Александры. Колокольня церкви построена вместо разобранной первоначальной в 1864 году по проекту архитектора Стопычева. Неплохая по силуэту, она неприятна грубостью деталей.
После 1917 года церковная служба в церкви Святого Духа прекращена. В настоящее время в храме находится научная библиотека историко-архитектурного музея-заповедника.
Сохранилась фотография 1918-1920 годов с изображением красноармейцев, которые выносят из храма иконы иконостаса. По рассказам старожилов, деревянные иконы использовались для изготовления ящиков.