Богоявленская церковь
Богоявленская церковь Спасского монастыря возведена около 1647 г. (известно, что в 1647 г. В ней был устроен Покровский придел). Это очень эффектное и красивое здание, в котором зрительно противопоставлены две четкие геометрические формы: куб четверика церкви и восьмигранная пирамида ее колокольни. Контрастность сочетания пирамиды шатра колокольни с кубом воспринимается здесь особенно остро потому, что пирамидальность шатра подчеркнута его относительно небольшой высотой, а кубичность- отсутствием рядов кокошников на ее кровле и изысканной утонченностью ее глав (сами главы относятся к I- ой пол. ХVIII в.)
Остроту этого контраста выявляет и усиливает и целый ряд других контрастных сочетаний, смело задуманных и искусно выполненных зодчим: массивного, тяжелого, как бы литого четверика церкви и тонких, изящных, как бы фарфоровых барабанов ее главок с изысканным, ювелирным кружевом декора; ажурной, полной воздуха аркады звона колокольни и нависшей на ней тяжелой громады шатра; легких, почти не вступающих из тела шатра гуртов и тяжелых, пластично трактованных его слухов и т.д.
Шатровые колокольни, происходящие от шатровых храмов и шатров крепостных башен ХVI в., получили особенно широкое развитие в ХVII в. В Богоявленской церкви была применена эта новая архитектурная форма. Отказ от кокошников и завершение храма четырехскатной крышей тоже были новшеством для 1640-х гг. Один из первых примеров построек подобного рода, церковь замечательна, таким образом, не только совершенством своей композиции, но и новизной использованных в ней приемов.
К основному помещению Богоявленской церкви с запада примыкает ассиметрично расположенная относительно продольной оси, удлиненная, с центральным столбом, пониженная трапезная, в северо-западном углу которой построена колокольня. Церковь имеет очень широкую полукруглую апсиду. Размещение колокольни к северу от оси церкви имело, надо полагать, и композиционное значение. Именно благодаря выдвижению влево колокольня и получила такое интересное сопоставление с основным объемом церкви для проходящих по расположенной здесь раньше улицы горожан.
Смелые контрасты в противопоставлении частей здания, ювелирность отделки, тонко прорисованные детали роднят эту церковь с церковью св. Духа, построенной почти в тоже время. Вместе с тем известно, что в том же 1647 г. Василий Зубов надстраивал верх Архангельского собора, поврежденного пожаром. Здесь им также был использован прием завершения здания четырехскатной кровлей над рядом ложных закомар, превращенных в своеобразный развитой карниз стены. Не Василий ли Зубов строил и Богоявленскую церковь Спасского монастыря ? Если это так, то он предстает перед нами как один из талантливейших и крупнейших архитекторов Московского государства того времени.
На месте церкви Богоявления стояла раньше более древняя белокаменная церковь ХVI в. От нее сохранился подвал под трапезной и белокаменный северный портал, который строитель новой Богоявленской церкви с редким примером уважения к творчеству своего предшественника сохранил и реставрировал. Портал этот был закрыт во II пол. ХVIII в., когда вплотную к церкви была возведена существующая сейчас стена.
Необходимо отметить, что церковь Богоявления по мере надобности несколько раз перестраивалась, восстанавливалась, подновлялась. Финансовую помощь и поддержку в этих делах оказали:
-купец Иван Васильевич Осминин;
-статский советник Михаил Кириллович Васильев;
-надворная советница Аполлинария Осиповна Почтеннова;