Спасо-преображенский собор
Несколько южнее Богоявленской церкви стоит Спасо- Преображенский собор, построенный на рубеже ХVIII в. (закончен в 1702 г.)
Если епископские палаты, а отчасти и Богоявленская церковь отмечали собой зарождение черт нового стиля в русской архитектуре II- ой половины ХVII в., то Спасо- Преображенский собор характерен как памятник последних этапов его развития. Грандиозное здание отличается некоторой грузностью форм, предвещающей барокко. Его четырехскатная кровля- здесь уже установившаяся законченная архитектурная форма. Плоски, строго полуциркульные ложные закомары в пластике стены не играют никакой роли и являются лишь одним из элементов сложного завершения. Пучки колонн на углах почти лишены экспрессии нарышкинского стиля, и, скорее, способствуют впечатлению массивности самой стены. В украшении окон использованы, однако, характерные для нарышкинского стиля наличники, с их вычурным рисунком, и даже цветные, поливные изразцы, особенно в алтарной части. Центральное пространство собора перекрыто одним сводом, без столбов. Это один из самых больших сомкнутых сводов того времени (пролет 13 м. ) из числа тех, на которых поставлены главы. В плане Спасо- Преображенский собор представляет собой один большой зал с примыкающей к нему с востока апсидой, он увенчан одной главой.
В этом храме находится старинный иконостас, сделанный в 1702 году, который в 1800 году был отреставрирован. Кроме того, в храме находится очень чтимая икона- снимок с Тихвинской иконы Богоматери, написана она в 1749 году. На наружных стенах храма замечательны украшения- изразцы: в старину часто для украшения стен в них вставляли цветные изразцы.
Обитель Спасского монастыря с трех сторон окружена каменной оградой. При монастыре имелся сад и огород.
На колокольне монастыря очень звонкие колокола; из них самый звонкий слит в 1647 году коломенским епископом Рафаилом и сыном его архимандритом Спасского монастыря Боголепом.
В монастырской ризнице находились многие древние предметы. В их числе:
-напрестольный серебряный вызолоченный крест 1630 г. Он довольно большого размера- 34,5*15 см. Его лицевая сторона украшена отлично выполненной сканью сложного рисунка, характерного для ХVII в. На его филигрань наложено небольшое чеканное распятие с предстоящими фигурами, Саваофом с хирувимами. По краям крест украшен изысканной шнуровой сканью и жемчугом; на свободных местах красиво рассыпаны изумруды, сапфиры, рубины. Сравнение его с крестом ХVI в. показывает, как изменились за истекшее столетие техника ювелирного искусства и самый стиль его.
n шапка архимандричья. ПО бархату шитьё жемчугом. Восемь серебряных изображений Спаса, Богородицы, Предтечи, архангелов и апостолов. Вокруг шапки- серебряный с позолотой обруч. Шапка опушена горностаем. Дар боярина Фёдора Петровича Шереметева.
Кроме того, имелось много дорогой церковной утвари, а в большой монастырской библиотеке хранилось собрание редких и древних книг. При обители было монастырское кладбище, знаменитое тем, что здесь хоронили не только настоятелей и иноков, но и именитых благотворителей, радителей Спасской обители, а также известных людей Рязани, имевших немалые заслуги перед Отечеством. Вот некоторые имена:
n Лейб. гвардии капитан Лев Фёдорович Измайлов, скончался 20 февраля 1769 г. ;
n Коллежский советник князь Михаил Михайлович Ухтомский, скончался 8 мая 1759 г. ;
n Полковник Никита Семенович Любовников, скончался 8 сентября 1756 г. ;
n стольник Григорий Алексеевич Сатин, скончался 9 декабря 1714 г.;
n генерал-майор Павел Осипович Добржанский, скончался 7 января 1850 г. ;
n капитан I- ого ранга Николай Иванович Коничев, скончался 8 апреля 1854 г.
Во владениях монастыря имелись определяемые царскими указами вотчины, благодаря которым существовала обитель. В 1764 г. все вотчины монастыря были отобраны, но он наделялся мельницей, лесными и земельными угодьями, сдаваемыми в аренду разным пользователям. Эти доходы служили для поддержания монастырских строений, церквей и братии. К середине ХIХ в. при обители имелось билетов кредитных учреждений на сумму 22 тыс. Рублей серебром.
В 1904 г. в настоятельском и братском корпусе устроена церковь в честь св. Иоанна Богослова и св. Иосифа Обручника.
После 1917 г. монастырь закрыт, а храмы и постройки вошли в историко- архитектурный музей- заповедник.