Самостоятельная работа учащихся с учебником физики.
При каждом обращении к учебнику ставится определенная цель, вызывающая интенсивную мыслительную деятельность учащихся.
Работа с учебником должна проводиться в связи с другими методами и приемами, используемыми на уроке.
Эта работа проводится систематически.
Учащиеся подготовляются к работе с учебником. Поставленная задача должна быть для них посильной.
Не только подготовка к чтению учебника, но и сам процесс работы с ним находятся под постоянным направляющим воздействием учителя.
При прохождении педагогической практики в 1-й средней школе г. Орехово-Зуево я работала во двух 8-ых классах, один из которых и стал для меня экспериментальным. Перед мной стоял рад задач, а именно: построить свои уроки таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно приобретать, расширять, углублять знания, применять их на практике, чтобы развивался познавательный интерес к предмету.
Особое внимание я обращала на воспитание самостоятельности в следующих видах деятельности:
1. Работа с приборами.
В экспериментальном классе больше времени, отводилось для сборки цепей, для самостоятельных постановок опытов учащимися.
2. Постановка проблемных вопросов по ходу эксперимента («Почему так, а не иначе…», «Что будет, если…» и т.п.). в контрольном классе вопросы так не ставились.
3. Умение отвечать на поставленный вопрос полностью. В контрольном классе в основном опрос был фронтальным, в экспериментальном — индивидуальный.
4. Решение задач. В экспериментальном класса больше решалось задач на смекалку, сообразительность.
Затем в конце пройденной темы в обоих классах был проведен итоговый урок-соревнование на тему «Решение задач по определению количества теплоты, работы и мощности электроприводов (си. Приложение II).
И результаты оказались следующими: в экспериментальном классе учащиеся продемонстрировали прекрасные умения по сборке электрических цепей. В контрольном же классе дети выполняли те же задания, но не так быстро, четко, или были допущены некоторые ошибки. При устных ответах и решении задач у них возникали трудности. В экспериментальном классе таких трудностей не было: ответы и объяснения были достаточно точны и четко сформулированы. При решении задач моно отметить быстроту и правильность выполнения, нестандартные подходы к решению.
Таким образом, воспитание самостоятельности дало положительный результат, что в свою очередь способствует дальнейшему развитию навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью, умению самостоятельно применять знания в новой ситуации; точно, полно и четко отвечать на поставленные вопросы.