Урок-соревнование в VIII классе на тему «Решение задач по определению количества теплоты, сопротивления и мощности электроприборов».

Цель урока:

обучающая: закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных, экспериментальных;

воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Оборудование: амперметр — 4 шт., вольтметр — шт., реостат, ключи — 4 шт., лампа карманного фонаря — 2 шт., спираль, два штатива, 4 источника питания, электрофорная

машина, теннисный шарик, стакан, расческа, бумажные человечки, провода соединительные, эбонитовая палочка.

Накануне урока-соревнования класс разбивается на три команды (равные по силам учащихся). Каждая команда выбирает капитана. Два-три сильных ученика выбирается в состав жюри, которое в течение всего урока подводят итоги конкурсов и результаты помещают в специальный экран соревнования. В конце урока жюри объявляет результаты и награждает победителя. Все опыты и необходимые оборудования готовятся заранее и к началу урока выставляется на демонстрационном столе и первых партах каждого ряда.

Ход урока.

I. Учитель предлагает учащимся объяснить опыты

.

Каждая команда объясняет один из опытов и имеет право дополнять ответы других команд, если те, в свою очередь не являются полными и обстоятельными.

Ответ: Ватка, положенная на заряженную палочку, зарядится одноименным зарядом. А одноименные заряды отталкиваются, поэтому ватка плавает в воздухе.

Ответ: Палец, поднесенный к заряженной гребенке, заряжается разноименным с ней зарядом. Поэтому гребенка притягивается к пальцу. Наведенный же в палец одноименный заряд уходит в землю.

Ответ: коснувшись пластины, соединенной с электрофорной машиной, маятник заряжается одноименным с ней зарядом и отталкивается от нее. Далее он касается другой пластины и, отдав ей свой заряд, разряжается. Поэтому он снова притягивается первой и т.д.

II. Капитану каждой команды выдается экспериментальное задание, которое затем они оформляют на доске

.

1. Определить сопротивление трансформатора.

Оборудование: трансформатор, амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода.

Ответ: , ответ оформить на доске.

2. Определить количество теплоты, выделяемое спирально за 10 секунд.

Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, источник питания, спираль, закрепленная в штативе.

Ответ:

3.

Определить работу тока в электрической лампе за 30 секунд.

Оборудование: лампа накаливания, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ответ: .

III. Фронтальное решение задач

.

1. Крупнейшей радиостанцией, действовавшей в России в период I Мировой войны, была Ходынская. Она имела генератор тока мощностью 320 кВт, а напряжение не его зажимах было 220 В. Найти силу, вырабатываемую генератором.

Решение:

,

.

.

Перейти на страницу: 1 2