Факторы риска, обусловливающие положительное отношение к алкоголю
Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма, позволил выделить следующие из них:
– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем. Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска;
– неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. Районы проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Негативное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи;
– частые перемены жительства. Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;
– доступность алкоголя. Доступность алкоголя объективно связана с вероятностью злоупотребления им. Несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности;
– семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют, имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском возрасте. Молодые люди, начинающие –пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не исполнится 19 лет.
Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях;
– реклама. Алкогольные изделия открыто рекламируются. Сопровождающая их информация, например, «Полная свобода», «Всегда первый…», «Свежий взгляд на вещи» и т.п., прочно связывают в сознании подростка алкоголь с такими ценностями жизни, как свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.