Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков

Цель: выявление подростков из семей алкоголиков.

Критерии: – низкий материально-экономический уровень;

– социальное неблагополучие;

– отсутствие контроля;

– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

– несправедливая оценка ребенка и т.д.

Методы исследования:

Наблюдение за семьей и подростком.

Беседа с классным руководителем.

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы.

Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)?

Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).

Проявляется ли это в поведении подростка и т.д.

Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т.п.).

На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи

Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом).

Инструкция: заполняется социальным педагогом.

Фамилия, имя, отчество ребенка.

Какое образовательное учреждение посещает.

Возраст.

Домашний адрес (по прописке и фактический).

Родители: мать:

отец:

Возраст родителей.

Образование родителей.

Род занятий родителей и их профессия.

Сколько лет существует семья.

Тип семьи (подробно охарактеризовать).

Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).

Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.).

Жилищные условия:

– нормальные (благоустроенная квартира, дом);

– неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;

– подробно описать все особенности.

Отношения в семье.

Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).

Наследственные болезни.

Психолого-педагогическая культура: матери;

отца:

Знание интересов детей.

Забота родителей о детях.

Суть конфликтов родителей с детьми.

Анализ ситуации в семье.

Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).

В каких видах помощи нуждается семья.

Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.

Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.

Какова помощь образовательного учреждения ребенку.

Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье.

Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т.д.

Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).

Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).

Цели работы с семьей.

Основные направления работы для составления программы.

Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником

Материал: ряд вопросов.

Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы.

Сколько насчитывается в общем подростков из семей алкоголиков?

Как семья влияет на социализацию подростка?

Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?

Стоят ли подростки на медицинском учете?

Какая помощь оказывается семье и подростку и т.д.

По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Они дети плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т.д.

Посещение семьи алкоголиков

Цель: определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы.

По результатам посещения семьи мы выделили особенности семейного воспитания.

Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня).

Перейти на страницу: 1 2