Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков
Цель: выявление подростков из семей алкоголиков.
Критерии: – низкий материально-экономический уровень;
– социальное неблагополучие;
– отсутствие контроля;
– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;
– несправедливая оценка ребенка и т.д.
Методы исследования:
Наблюдение за семьей и подростком.
Беседа с классным руководителем.
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы.
Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)?
Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).
Проявляется ли это в поведении подростка и т.д.
Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т.п.).
На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи
Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом).
Инструкция: заполняется социальным педагогом.
Фамилия, имя, отчество ребенка.
Какое образовательное учреждение посещает.
Возраст.
Домашний адрес (по прописке и фактический).
Родители: мать:
отец:
Возраст родителей.
Образование родителей.
Род занятий родителей и их профессия.
Сколько лет существует семья.
Тип семьи (подробно охарактеризовать).
Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).
Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.).
Жилищные условия:
– нормальные (благоустроенная квартира, дом);
– неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;
– подробно описать все особенности.
Отношения в семье.
Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).
Наследственные болезни.
Психолого-педагогическая культура: матери;
отца:
Знание интересов детей.
Забота родителей о детях.
Суть конфликтов родителей с детьми.
Анализ ситуации в семье.
Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).
В каких видах помощи нуждается семья.
Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.
Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.
Какова помощь образовательного учреждения ребенку.
Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье.
Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т.д.
Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.
Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).
Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).
Цели работы с семьей.
Основные направления работы для составления программы.
Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником
Материал: ряд вопросов.
Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы.
Сколько насчитывается в общем подростков из семей алкоголиков?
Как семья влияет на социализацию подростка?
Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?
Стоят ли подростки на медицинском учете?
Какая помощь оказывается семье и подростку и т.д.
По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Они дети плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т.д.
Посещение семьи алкоголиков
Цель: определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы.
По результатам посещения семьи мы выделили особенности семейного воспитания.
Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня).