Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам
– контрольными: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций;
– адаптационно-реабилитационными: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
V. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи.
Социальный педагог, работая с семьей алкоголиков, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение художественной аналогией, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена физическим содержанием и выполнять различные задачи -–образовательную, психологическую, психолого-педагогическую. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в устной форме. Конечная цель консультационной работы с помощью социально организованного общения – актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к подростку.
VII. Наряду с индивидуальными консультативными беседами могут применяться групповые методы работы с семьей, семья-тренинг.
Тренинги представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, являются одним из самых перспективных методов решения проблем психолого-педагогического образования родителей, эта проблема не утратила своей актуальности и особенно остро стоит в отношении родителей тех подростков, которые имеют психические, физические и социальные отклонения от нормы.
Заключение
Семья – это главный социальный институт. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Она имеет свою структуру, выполняет ряд функций и принципов. Существует типология неблагополучных семей. Одну, из которых мы рассмотрели в нашей работе – это семья алкоголиков. На этот момент это актуальная проблема, с которой работает социальный педагог.
Результаты нашего исследования показали, что положительное отношение подростка к спиртным напиткам зависит от благополучия (неблагополучия) его семьи. Таким образом была доказана наша гипотеза, определяющая обусловленность положительного отношения подростков к спиртным напиткам от факторов неблагополучия, существующих в семье алкоголиков.
Работа социального педагога должна осуществляться по двум основным направлениям. Это работа с семьей и работа с самим подростком.
По мнению И.В. Дубровина, основной задачей социального педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем в семье, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Для укрепления взаимоотношений в семье социальный педагог разрабатывает рекомендации.