Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы работы.
Кратко ознакомившись с историей натюрморта, мы поняли, что этот термин появился в начале 19 века во Франции и означает «мертвая натура». «Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между этими предметами» (Г.К. Черлинка, «Натюрморт в советской живописи» // Искусство, 1988 г., №5, с. 13).
Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема её познания и освоения, восхищения изобилием её даров, в бесконечной красоте и разнообразии. Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину.
Творческий процесс над серией натюрмортов начинался не с первых штрихов карандаша или мазков краски, а с задумывания и постановки натюрморта, выбора его темы.
На выбор темы повлияло знакомство с натюрмортами: Клас «Завтрак», В. Хеда «Ветчина и серебрянная посуда», И. Репин «Яблоки и листья», Е. Романов «Цветы в интерьере», Г. Нисский «Сенеж. Синие сумерки», М. Кугач «Ветка яблони», В. Мухина «Натюрморт с геранью», И. Ромадин «Северный интерьер», М. Шагал «Окно на даче», О. Бусыгина «Красный май», Е Кузнецов «Двенадцатый этаж». А также знакомство со стихами:
Ф. Тютчева о весне:
«…Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…»;
об осени:
«… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…»;
А.К. Толстого о весне:
«… Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет…»;
Д. Кедрина о зиме:
«… На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонных роз…»;
И. Бунина о зиме:
«…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса…»;
Н. Грекова об осени:
«Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце, паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина…»
Работы художников и стихи русских поэтов-классиков подтолкнули меня к выбору основной темы – «Природа, поэзия и искусство – вечны».
После выбора темы начался этап эскизов – поиск изобразительного решения обозначенной темы. Было решено, что это будет триптих под условным названием «Осень, зима, весна». Затем начался предварительный анализ натюрмортов, были сделаны эскизы-наброски на отдельных листах. Так как, на наш взгляд, натюрморт вышел из жанра пейзажа, через пейзажное восприятие мира, было решено, что главным связующим звеном будут окно и пейзаж за окном. Началась проработка в эскизах композиционного решения каждого натюрморта и его схематическое решение, а также поиски соотношения общих масс предметов натюрморта, изучение характера предметов и уточнение пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов, конкретизация формы. Наиболее удачные эскизы были использованы для работы над этюдами.
Этюды – это работы, выполненные с натуры. Они служат подготовительным материалом при создании произведений. С помощью этюдов конкретизируется замысел произведения, прорабатываются детали, находятся цветовые и тоновые решения натуры, а также способы и приемы письма. На первоначальном этапе было сделано 3 этюда, решенные в приблизительной цветовой гамме и написанные акварелью и гуашью.