Основные принципы музыкального воспитания Золтана Кодая.
На школьных уроках пения дети приобретают музыкальные знания сначала на материале родной народной музыки, позже – на народной музыке других народов и на художественной музыкальной литературе. В учебном материале народная музыка всегда играет значительную роль.
Кодай часто называл музыку пищей человека, а пентатонику – материнским молоком, которое должно быть первой пищей каждого венгерского ребенка. После усвоения родного пентатонического языка легко установить связь с западной мажоро-минорной системой; если же вести детей в противоположном направлении, пентатоника воспринимается ими как нечто чуждое и экзотическое. Так это и было до 30-40-х годов. Это изменение очередности в изучении музыкального языка – одно из решающих достижений метода Кодая. Чтобы освоиться с пентатоникой, мы не только вернулись к венгерской народной песне. Кодай сам написал упражнения в этом звукоряде – “ЗЗЗ упражнения в чтении с листа” (“ЗЗЗ olvasogyakorlat”) – и собрал в четырех тетрадях подходящий для упражнений народный музыкальный материал. В этой же серии появились (кроме “100 маленьких маршей”, помещенных во II тетради) пентатонические народные песни – марийские, чувашские и чеченские, родственные венгерским. Согласно принципам Кодая, учебный материал, должен подбираться по возможности более разнообразно.
Кроме элементов нотной записи и чтения нот, метод Кодая предусматривает овладение и другими многосторонними сведениями из области музыки, благодаря которым учащимся становится значительно понятнее интерпретация или импровизация. Импровизация в звучащей форме или в виде записи проводится по возможности с самого начала музыкальных занятий.
Запись нот и музыкальный диктант, как и чтение нот, представляют собой важную составную часть методики Кодая и отражают во время всего школьного обучения уровень развития учеников.
Кодай указывал на необходимость обучения игре на инструменте. Он считал важным, чтобы дети изучали игру на каком-нибудь инструменте, по возможности на струнном или духовом.
Музицирование, опирающееся на пение, составляет основу педагогической концепции Кодая.
Золтан Кодай занимался проблемами начального обучения игре на инструменте, когда сочинял свои “24 маленьких канона на черных клавишах” (“24 kis kanon a fekere billentyukon”), опубликованных в Будапеште в 1946 году. Черные клавиши фортепиано образуют пентатоническую звуковую последовательность и предоставляют поэтому хорошую возможность упражняться и на инструменте в воспроизведении звукоряда, характерного для родного музыкального языка ребенка. Многие каноны записаны композитором на одной только строчке и к тому же снабжены сольмизационными буквами.
Вначале ребенок поет второй голос к первому, который исполняется на фортепиано. Позже он играет на фортепиано оба голоса обеими руками на расстоянии одной октавы. Таким образом, уже в самом начале обучения игре на инструменте у ученика формируется сосредоточенное внимание и все элементы слухового развития, которыми он перед тем овладел, используются в игре на инструменте (пение “эхо”, ритмические каноны, упражнения для развития музыкальной памяти, ощущения формы, фразировки и т. п.).