Система профессионального образования

Государственная система профессионального образо­вания обязательна для выпускников полной народной шко­лы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основ­ном знания, связанные с их специальностью.

В некоторых профессиональных школах есть общеоб­разовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного ти­па.

Система профессиональных школ повышенного ти­па весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохо­зяйственные и др со сроком обучения 1-4 года. Эти шко­лы готовят квалифицированных работников главным обра­зом для сферы обслуживания.

Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2-3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает парал­лельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоре­тическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % уча­щихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые клас­сы «без практического обучения», что считается крайне не­престижным. По окончании курса обучения в профессио­нальном училище выдается свидетельство, которое дейст­вительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Несмотря на достоинства профессионального обуче­ния в ФРГ, в настоящее время оно испытывает определен­ные трудности. По специальностям пищевой промышлен­ности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных ра­ботников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обу­чаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профес­сиональных училищах.

В восточных землях в системе профессионального об­разования в настоящее время происходят некоторые изме­нения. После объединения страны число учащихся ПТУ со­кратилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую сту­пень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они от­носят и расходы на профессиональные училища. Прави­тельство Германии стремится поддержать профессиональ­ные училища, одновременно приводя их в рамки дейст­вующих в старых землях систем профессионального обра­зования.

Вводится дуалистическая система с двойной ответст­венностью образовательных учреждений и фирм за про­фессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональ­ные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).

Принята программа помощи профессиональному обра­зованию в новых землях с целью максимально сбалансиро­вать спрос и предложения на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны составлять основу промышленно­сти. Предполагается, что именно на небольших фирмах бу­дут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать ма­лые и средние предприятия в содействии профессиональ­ному образованию, предусмотрены дотации на каждого ученика.

Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность бывшей ГДР и который занимается привати­зацией государственных предприятий, предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В целом опти­мальным средством расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.