Советы мастера производственного обучения
Важнейшим условием профессионального воспитания молодой смены рабочего класса является диалектическое единство процесса обучения и воспитания, обеспечение тесной связи профессионального обучения с жизнью и практикой.
Теоретическое обучение осуществляется преподавателями специальных дисциплин по действующим программам и учебным планам. Оно отличается последовательностью и целенаправленностью. Четкая и продуманная организация теоретического обучения оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию у них идейно политических и нравственных качеств.
Профессиональное воспитание, осуществляемое в процессе теоретического обучения учащихся, во многом способствует решению вопроса о всестороннем, гармоническом развитии личности молодого рабочего. От того, как ставятся и решаются воспитательные проблемы на уроках теоретического обучения, зависят духовные богатства молодого человека, его общая и профессиональная культура, его научно-технический кругозор, совершенство профессиональных знаний. Используя конкретный учебный материал, преподаватели имеют возможность в каждой теме найти пути решения воспитательных задач, установить тесную связь общественных предметов – обществоведения, политической экономики, эстетического воспитания и основ права – с практическими задачами общества. Преподаватели, которые в своей педагогической деятельности ищут пути и способы соединения обучения и воспитания, умело используя конкретные примеры из жизни, обычно добиваются успеха в решении воспитательных задач, в формировании у учащихся научно обоснованных взглядов на природу и общество, мировоззрение, морально-этических качеств. На уроках теоретического обучения учащиеся осознают значение идейно-политических и научно технических знаний для определения своей жизненной позиции, для понимания законов общественного развития и их использования в интересах общества.
Большое практическое значение имеет воспитание в процессе теоретического обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим. Пробуждение интереса к профессии под влияние теоретического обучения составляют одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания учащихся, их профессиональной направленности. Чем выше качество теоретического обучения, тем весомее его воспитательное значение. Само же качество теоретического обучения во многом зависит от владения дидактическими приемами, от методически правильного использования технических средств, наглядных пособий: кинофильмов, диафильмов, макетов, моделей, схем, плакатов, программированных устройств.
В процессе теоретического обучения большое значение приобретает определение путей и средств повышения эффективности профессионального воспитания учащихся, максимальное использование возможностей общественных и гуманитарных дисциплин.
Однако во многих случаях усилия преподавателя в воспитании у учащихся высоких моральных качеств не достигают цели. Вот тут-то крайне необходима помощь мастера. Содружество преподавателя и мастера способствует успеху в решении воспитательных задач. В этих целях в самом начале учебного года мастер может договорится с преподавателями спецдисциплин и обществоведения о совместной воспитательной работе учащихся и в своих планах учебно-воспитательной работы наметить совместные воспитательные мероприятия, точные графики посещения теоретических занятий мастером, конкретные обязанности мастера в решении тех или иных вопросов, поднятых на теоретических занятиях.
Совместная работа преподавателя и мастера способствует лучшему усвоению учащимися такого понятия, как правильное отношение к труду. То, что преподаватель обществоведения, истории дает в теоретическом аспекте, мастер может конкретизировать на занятиях П/О, например показать, что правильное отношение к труду проявляется в хорошем владениями профессиональными умениями и навыками, в бережном отношении к орудиям труда, в экономии материалов и т.д.
В воспитании чувства профессиональной гордости, в разъяснении учащимся социальной значимости рабочей профессии большую роль играют уроки теоретических дисциплин. Связи между теоретическими дисциплинами и П/О по воспитательной направленности способствует повышению качества профессионального воспитания. Кроме того, сотрудничество мастера с преподавателями полезно для совместной организационной работы по укреплению дисциплины и повышению успеваемости. Так, в ряде училищ Гомельской области мастера П/О регулярно посещают уроки теоретического обучения, регистрируют хорошо успевающих и отстающих учащихся, затем проверяют рапорты старосты группы о прошедшем дне, из которых они узнают оценки, полученные учащимися по тем или иным предметам, случаи нарушения дисциплины. Затем на групповом собрании учащихся мастера разбирают каждый конкретный случай нарушения дисциплины, выявляют причины плохой успеваемости. К слабоуспевающим прикрепляют сильных учащихся, которые помогают им в учебе. После повседневной кропотливой работы преподавателей и мастеров с учащимися последние, как правило, исправляются, начинают лучше учится.