От педагогических программ – к конкретным педагогическим целям.
Постановка обобщенных образовательных целей.
Педагогическая технология характеризуется в отношении целеобразования принципом диагностичной целенаправленности, который означает не более того, как необходимость для существования реальной педагогической технологии такой постановки целей обучения, которая бы допускала объективный и однозначный контроль степени достижения цели.
Цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
На первых, т.е. удаленных от учебного процесса уровнях, цели носят характер общих установок. К ним относятся:
· требования общества;
· задачи образовательной системы;
· задачи, провозглашаемые отдельной школой в качестве педагогического манифеста.
Эти общие цели поддаются конкретизации, но не всякая конкретизация технологична, - обычно цель остается не полностью описанной, для технологической полноты нужно представить ее через поддающийся точной фиксации результат.
Начальным шагом конкретизации образовательных целей в педагогической технологии является воздействие обучения на ученика; характеристика направленности и результатов этого воздействия составляет основной путь конкретизации.
Основные направления конкретизации целей.
· Характеристика образовательных условий: каким образом воздействовать и какие условия обеспечить для учащихся.
· Характеристика внутренних, процессуальных параметров – способностей и возможностей учащихся: какие способности и возможности следует формировать.
· Характеристика образовательных результатов: какие результаты достигаются учащимися в образовательном процессе.