Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе.
Итак, кроме мотивации и познавательной деятельности учащегося, дидактический процесс включает в себя также управление учебно-познавательной деятельностью, которое является необходимой составной его частью. Любая учебная деятельность управляема.
Совокупность обоих алгоритмов (алгоритм управления и алгоритм функционирования) составляет основу дидактического процесса, который имеет много разновидностей, определяемых всевозможными комбинациями различных АФ и АУ, являющимися двумя линиями воздействия на обучающегося в структуре процесса обучения. Если АФ всегда выполняется только учащимся, то АУ может выполняться либо преподавателем, либо самим учащимся. Чтобы управление процессом обучения осуществлялось школьниками самостоятельно, необходимо не только задавать им упражнения и задачи, но и сообщать их эталонное выполнение для возможности проверки и коррекции своих действий по выполнению упражнений и решению задач и т.д. Благодаря эталону, возможен самоконтроль усвоения.
Контроль – это только часть процесса управления, развивающая учебно-познавательные и интеллектуальные силы учащихся. Имеет значение не только сам факт управления учебно-познавательной деятельностью, но и конкретный вид используемой системы управления ею.
В кибернетике различают управление разомкнутое, замкнутое и смешанное, которые имеют непосредственное отношение и к педагогическому процессу.
Разомкнутое управление осуществляется путем контроля и коррекции процесса обучения по конечному его результату и лишь иногда в ходе самого процесса обучения в отдельных случаях, когда предлагается возможность отклонения от АФ. Типичным результатом разомкнутого управления является то, что ученик, сличая свой ответ с ответами пособий, задачников, в случае ошибки не может найти ее и исправить, а потому она чаще всего остается неисправленной. Отсюда – недопонимание, недоосознание учебного материала, что ведет к слабому знанию предмета (К<0.7).
Замкнутое управление предполагает постоянный контроль (по каждому УЭ) за основными характеристиками обучения в ходе самого процесса учебной деятельности ученика и коррекцию этой деятельности в случае отклонений текущих значений характеристик от заранее определенной эталонной величины. Примером замкнутого управления может служить опрос учащегося и немедленное разъяснение ему ошибок в усвоении учебного материала, выполнение дополнительных упражнений.
Управление процессом может быть осуществлено на одном его этапе по разомкнутой схеме, а на другом – по замкнутой. Такое управление в целом называется смешанным.
Большинство учебных книг построено по схеме разомкнутого управления.
Важная характеристика системы управления обучением – вид информационного процесса, использованного для передачи сигналов управления, который может быть рассеянным и направленным.
В рассеянном процессе информация от учителя или ТСО направляется ко всем учащимся без учета того, способен ли каждый из них принимать ее или нет. Рассеянные информационные процессы лежат в основе всех современных учебников, хотя в дидактике давно сформулирован принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся в процессе обучения.
В направленном информационном процессе информация от учителя или от ТСО направляется к конкретному учащемуся с учетом его особенностей и возможностей. Примером направленного информационного процесса может служить либо работа учителя – репетитора с одним учеником, либо ЭВМ.
Любой вид управления может осуществляться вручную, т.е. процессы протекают между педагогами и учащимися, или автоматически, т.е. управление, в котором общение, инструктирование выполняется с помощью ТСО, учебниками.
Различные сочетания компонентов систем управления обучением образуют различные дидактические системы, т.е. системы управления обучением. Проанализируем некоторые системы управления обучением с целью выявления их достоинств и недостатков.
Традиционная система управления (система 1) наиболее широко распространена в современной общеобразовательной и специальной школе, когда в классе один учитель одновременно занимается с 30-40 и более учащимися. В такой системе управление может быть только разомкнутым; учитель не в состоянии вести контроль учебной деятельности каждого ученика. Информационный процесс здесь также неизбежно рассеянный, поскольку учитель не может осуществлять индивидуального обучения. Наконец, вся методика традиционной системы управления обучением построена на ручном труде учителя. Понятно, что ожидать высоких результатов усвоения знаний учащимися в традиционной системе обучения не приходится. Достаточно провести ряд тестовых срезов или экзамен, чтобы определить уровень усвоения учащимися учебного материала. Во всех случаях усвоение деятельности не превышает I уровня.
Успехи учащихся в усвоении предметов с использованием системы 2 – «Аудиовизуальные средства» или «Учебник - I» - не превосходят их успехов в системе 1, т.к. изменены лишь средства управления, но неизменны способы управления – разомкнутые - и виды информационных процессов – рассеянные.