Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока
Дидактический процесс начинается для школьника в первый день его прихода в школу и заканчивается последним звонком. Так как 11-ти летний дидактический процесс разделен на годы, месяцы, недели и, наконец, уроки, то проблема планирования эффективного урока как исходного организационного звена всего дидактического процесса приобретает особое значения. Можно привести много авторов и публикаций о структуре урока и его планировании, отражающих всю историю советской дидактики, – от Н.К. Крупской до М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.А. Онищука и М.И. Махмутова – в работах которых содержится основательная методологическая база для развития теории урока в современной дидактике. Для практического же использования содержащихся в этих работах рекомендаций возникает ряд трудностей, главная из которых – субъективность оценки эффективности как спланированного, так и воспроизведенного урока. Необходимо стремиться к поиску объективных показателей качества учебного занятия. Наиболее общим является показатель по конечному качеству усвоения знаний учащимися (П). Если средняя оценка в группе на основе тестового среза по коэффициенту усвоения Кa составляет Х, а разброс оценок относительно среднего значения - s, то показатель по качеству усвоения может быть представлен в виде (Х-s), т.е. в виде приведенного среднего балла в группе. Сопоставляя полученный результат по приведенному среднему баллу с заданным, судят о качестве состоявшегося учебного процесса. К примеру, если в качестве цели урока задан II уровень усвоения, то оценка Х в группе не должна быть ниже 4 баллов, а s не больше 0.25. Тогда заданный целью обучения приведенный средний балл должен быть не меньше 3.75. Если в итоге урока учащиеся покажут успехи выше и равные 3.75 приведенного среднего балла, то урок можно считать успешным и, следовательно, осуществленный на уроке дидактический процесс является эффективным.
Показатель (Х-s) надо обязательно сопоставлять с коэффициентом полноты (Кп) учебного предмета, который, как известно, должен быть возможно меньшим, а также с коэффициентом научности обучения Кb. Тогда
П=f(Кп); (Х-s); Кb, (3)
где (Кп) – коэффициент полноты учебного предмета Кп=Nпр/ Nн;
Кb - коэффициент научности обучения Кb=bф/bт.
В этом случае показатель П покажет и степень избыточности учебного предмета, и уровень его абстрактности.
Для раскрытия процесса планирования и оценки самого хода формирования знаний учащихся можно воспользоваться специальной методикой планирования учебного занятия, построенной на основе АФ и АУ, исходными положениями которой являются:
а) время, затраченное на каждое учебное занятие; коэффициент перегрузки (x) урока не должен быть больше 1.5;
б) цель занятия должна быть достигнута за расчетное время;
в) методика планирования и наблюдения хода занятий должна быть простой и надежной, прогностичной и легкой для обработки;
г) показатель качества занятия должен быть количественным и легко вычислимым.
Соблюдая эти условия, можно сконструировать «Лист планирования урока». (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1 |
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ |
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: |
Время занятия: Т=90 с. |
Тема: |
Время занятия: Т=90 с. | |||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
Число учащихся: М=25 чел. |
Дата: |
Число учащихся: М=25 чел. | |||||||||||||||||||||||||||||
Цель: a=II |
Преподаватель: |
Цель: a=II |
Преподаватель: | |||||||||||||||||||||||||||||
№ этапа |
Этап занятия |
Учебнопознав. деятельность учащихся aэт |
Время эта-па t мин. |
Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока |
№ этапа |
Этап занятия |
Учебнопознав. деятельность учащихся aэт |
Время эта-па t мин. |
Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока | |||||||||||||||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||||||||||||
1 |
Организация группы |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
Программи-рованный контроль домашней подготовленности к занятию (с обратной связью) |
II |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 | |||||||
2 |
Программи-рованный контроль домашнего задания на тему предшест-вующего занятия |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- 0 |
2 |
Обобщаю-щая беседа педагога, анализ ошибок учащихся |
II |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 | |||||||
3 |
Изучение нового материала учащимися по учебнику |
I-II |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
3 |
Работа учащихся с программи-рованным учебным материалом (учебником) |
II |
65 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- | ||||||||
4 |
Закрепление по вопросам педагога и учебника |
II |
15 |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
0 |
4 |
Обсуждение результатов занятия |
- |
5 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 | |||||||
5 |
Разбор вопросов учащихся |
II |
10 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- | |||||||||||||||||||||
6 |
Самостоя-тельные упражнения учащихся по задачнику с вызовом одного из них к доске |
II |
30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- | |||||||||||||||||||||
7 |
Обсуждение результатов упражнения |
- |
10 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 | |||||||||||||||||||||
8 |
Задание на дом типовых задач |
II |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 | ||||||||||||||||||||
Всего |
90 |
Всего |
90 | |||||||||||||||||||||||||||||