Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока

Дидактический процесс начинается для школьника в первый день его прихода в школу и заканчивается последним звонком. Так как 11-ти летний дидактический процесс разделен на годы, месяцы, недели и, наконец, уроки, то проблема планирования эффективного урока как исходного организационного звена всего дидактического процесса приобретает особое значения. Можно привести много авторов и публикаций о структуре урока и его планировании, отражающих всю историю советской дидактики, – от Н.К. Крупской до М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.А. Онищука и М.И. Махмутова – в работах которых содержится основательная методологическая база для развития теории урока в современной дидактике. Для практического же использования содержащихся в этих работах рекомендаций возникает ряд трудностей, главная из которых – субъективность оценки эффективности как спланированного, так и воспроизведенного урока. Необходимо стремиться к поиску объективных показателей качества учебного занятия. Наиболее общим является показатель по конечному качеству усвоения знаний учащимися (П). Если средняя оценка в группе на основе тестового среза по коэффициенту усвоения Кa составляет Х, а разброс оценок относительно среднего значения - s, то показатель по качеству усвоения может быть представлен в виде (Х-s), т.е. в виде приведенного среднего балла в группе. Сопоставляя полученный результат по приведенному среднему баллу с заданным, судят о качестве состоявшегося учебного процесса. К примеру, если в качестве цели урока задан II уровень усвоения, то оценка Х в группе не должна быть ниже 4 баллов, а s не больше 0.25. Тогда заданный целью обучения приведенный средний балл должен быть не меньше 3.75. Если в итоге урока учащиеся покажут успехи выше и равные 3.75 приведенного среднего балла, то урок можно считать успешным и, следовательно, осуществленный на уроке дидактический процесс является эффективным.

Показатель (Х-s) надо обязательно сопоставлять с коэффициентом полноты (Кп) учебного предмета, который, как известно, должен быть возможно меньшим, а также с коэффициентом научности обучения Кb. Тогда

П=f(Кп); (Х-s); Кb, (3)

где (Кп) – коэффициент полноты учебного предмета Кп=Nпр/ Nн;

Кb - коэффициент научности обучения Кb=bф/bт.

В этом случае показатель П покажет и степень избыточности учебного предмета, и уровень его абстрактности.

Для раскрытия процесса планирования и оценки самого хода формирования знаний учащихся можно воспользоваться специальной методикой планирования учебного занятия, построенной на основе АФ и АУ, исходными положениями которой являются:

а) время, затраченное на каждое учебное занятие; коэффициент перегрузки (x) урока не должен быть больше 1.5;

б) цель занятия должна быть достигнута за расчетное время;

в) методика планирования и наблюдения хода занятий должна быть простой и надежной, прогностичной и легкой для обработки;

г) показатель качества занятия должен быть количественным и легко вычислимым.

Соблюдая эти условия, можно сконструировать «Лист планирования урока». (Таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Таблица 2

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Тема:

Время занятия: Т=90 с.

Тема:

Время занятия: Т=90 с.

Дата:

Число учащихся: М=25 чел.

Дата:

Число учащихся: М=25 чел.

Цель: a=II

Преподаватель:

Цель: a=II

Преподаватель:

№ этапа

Этап занятия

Учебнопознав. деятельность учащихся aэт

Время эта-па

t

мин.

Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока

№ этапа

Этап занятия

Учебнопознав. деятельность учащихся aэт

Время эта-па

t

мин.

Распределение учащихся в моносистемах на этапах урока

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Организация группы

-

3

-

-

-

-

-

-

-

-

0

1

Программи-рованный контроль домашней подготовленности к занятию (с обратной связью)

II

10

-

-

-

-

-

-

-

-

0

2

Программи-рованный контроль домашнего задания на тему предшест-вующего занятия

-

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0

2

Обобщаю-щая беседа педагога, анализ ошибок учащихся

II

10

-

-

-

-

-

-

-

-

0

3

Изучение нового материала учащимися по учебнику

I-II

15

-

-

-

-

-

-

-

-

0

3

Работа учащихся с программи-рованным учебным материалом (учебником)

II

65

-

-

-

-

-

-

1

-

4

Закрепление по вопросам педагога и учебника

II

15

-

-

-

3

-

-

-

-

0

4

Обсуждение результатов занятия

-

5

-

-

1

-

-

-

-

-

0

5

Разбор вопросов учащихся

II

10

2

-

-

-

-

-

1

-

6

Самостоя-тельные упражнения учащихся по задачнику с вызовом одного из них к доске

II

30

-

-

-

-

-

-

1

-

7

Обсуждение результатов упражнения

-

10

-

1

-

-

-

-

-

0

8

Задание на дом типовых задач

II

3

-

-

-

-

-

-

-

-

0

Всего

90

Всего

90

Перейти на страницу: 1 2