Заключение

Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий, можно сделать следующие выводы.

Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.

Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше.

Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством преподавания и использованием современных информационных средств в обучении.

В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии, совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.

Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам» получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для его успешного функционирования.

[1] См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб, 1996,Ч.2 с.33

[2] См: там же,с.95-98

[3] Там же, с.58

[4] По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для компании JTI,2000г.

[5] См.: там же, с.33-34

[6] Цит.по: там же, Ч.2,с.120

[7] См.: www.rsu.ru

[8] Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах (Германии и Франции) и в Канаде.

[9] См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии – успешная революция?//Мир образования)

[10] Мнения специалистов приводятся по материалам указанной выше статьи.

[11]Здесь и далее см.: И.Г.Захарова. Информационные технологии для качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002, с.27-33.