Понятие технологии
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.
Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии [13]. И. Подласый делает это следующим образом:
Таблица 1.1.
Мастерство и технология в сравнении
Индивидуальное мастерство |
Общая технология |
1. Процесс выполняется работником от начала до конца |
1. Процесс расчленяется на части, каждый работник выполняет свою часть работы |
2. Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса |
2. Необходимо знание той части процесса, которую выполняет работник |
3. Нужно всё делать самому |
3. Внедряются «готовые» разработки, освобождающие от необходимости всё делать самому |
4. Процесс длительный |
4. Процесс намного ускоряется |
5. Продукт качественный |
5. Продукт не менее качественный |
6. В основе интуиция, чувствование, опыт |
6. В основе научный расчёт, знание |
7. Продукция лимитируется возможностями производителя |
7. Продукция не лимитируется возможностями отдельных производителей, возможно массовое производство |
Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:
· принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;
· принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;
· принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;
· принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;
· принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.
Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков [2, 19, 21].