Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.
Приводимая ниже схема даёт чёткое представление о наборе содержательных, процессуальных и предметных характеристик, раскрывающих смысл понятия «технология обучения» (рис. 2.3).
Содержание технологии обучения представлено: содержанием и структурой учебной
информации, комплексом задач, упражнений и заданий, являющихся средством формирования учебных и профессиональных навыков и умений, процессом накопления опыта профессиональной деятельности (таблица 2.8.).
Методы обучения — это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание и развитие учащихся.
Средства обучения — это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.
Таблица 2.7.
Содержание технологии обучения
Организация содержания обучения |
Выбор форм организации учебного процесса |
Выбор форм контроля |
Выбор методов обучения |
Выбор средств обучения |
Отбор наиболее значимого материала |
Лекция |
Контрольная работа |
Направленных на первичное овладение знаниями |
Учебная литература |
Структурирование учебного материала |
Семинар |
Коллоквиум |
Направленных на совершенствование знаний, формирование умений, навыков |
Наглядные пособия |
Отбор примеров и доказательств с учётом специальности |
Лабораторные занятия |
Курсовая работа |
Информационные материалы | |
Отбор задач и заданий, направленных на формирование умений и навыков |
Экскурсия |
Курсовой проект | ||
Самостоятельная внеаудиторная работа |
Зачёт |
Учебное оборудование | ||
Практическое занятие |
Экзамен |
Психология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:
· цели обучения;
· содержание обучения;
· средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;
· студент, преподаватель;
· результат деятельности (в том числе профессиональной подготовки).
Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причём все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Если одно звено даст сбой, это сразу же скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех её составляющих.
В книге Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии» приводится описание технологии полного усвоения по М. Кларину. Здесь предлагается интерпретация основных идей педагогической системы, разработанной именно на элементах технологического процесса обучения.